Нерешенные детские проблемы долго не отпускают нас, одиноких двадцати-с-чем-то-летних девушек -- выросших, но не взрослых. Хорошо взять отпуск, уехать в деревню, без спешки все обдумать, разобраться в себе... Может, в простом и тяжелом крестьянском труде, а может, в далеком прошлом, в пятом классе отыщутся ключики от чего-то важного, сегодняшнего...
О чем это аниме? О, как и любое другое -- о комплексах :-) Но как подается эта тема -- поистине нестандартно для аниме. Те, кто сыт дешевым надрывом NGE-type психологизма и мутноватыми сомнительными конструктами символизма той же марки, должны оценить этот подход к проблеме -- предельно реалиститчный (Тахаката верен себе), даже прозаичный, предельно спокойный. Это надо уметь -- рассказать о детстве без золотистой подсветки, которую сообщает прошлому память (память наша избирательна, как известно), без ностальгии, но и без пренебрежительного свысока взгляда на детскую глупость -- все там были.
Психологическая линия перекрещивается с социальной. Сельское хозяйство приходит в упадок, молодежь уезжает из деревни в города. Технология сбора цветов, из которых делают красную краску, осталась такой же, как сто лет назад -- вручную, разве что сборщицы работают в перчатках против острых шипов. Дальше цветы измельчают, промывают, сушат в специальной печи, технологические новшества помогли облегчить многие этапы процесса, но все же это весьма тяжелая и напряженная работа -- ведь надо успеть уложиться в сезон... Зачем нам все это рассказывают? Ну, здесь можно было бы ввернуть что-нибудь из классиков марксизма про связь личности и общественнно-экономических отношений или что-нибудь модное про связь человека с природой... Но это было бы слишком громоздко. Наверное, затем, что это в основном и есть жизнь, хотим мы того или нет, надо принимать ее такой, какая она есть.
Если обычно психологическое аниме являет собой расписанные в красках полотна на тему: "как не надо жить", то это почти готовая инструкция, "как надо". Честный взгляд внутрь себя, честное принятие обстоятельств жизни, дружба людей, которые рядом, работа, можно даже сказать, рутина -- вот компоненты "универсального решения", предлагаемого авторами.
Впрочем, я слишком увлеклась поучительным смыслом произведения -- а он, разглядите вы его или нет, не единственное его достоиство. Этнографически точное изображение изображение повседневной жизни японской семьи, замечательные картины природы -- без нарочитого эстетизма, просто, реалистично и узнаваемо, не менее точное и тонкое изображение человеческой души -- это ценно само по себе. Несмотря на то, что Тахаката нигде не приукрашивает изобржаемое, фильм оставляет после себя очень светлое и легкое ощущение. Ощущение гармонии с миром и с собой.
|