Об этом произведении искусства говорить без спойлеров нельзя. Но я надеюсь, те кто читает эти отзывы уже посмотрели "Яйцо Ангела".
Я очень люблю произведения Мамору Осии. В них есть глубина, смысл, есть вообще над чем подумать (я бы даже сказал, они заставляют думать). Но я "Яйцо Ангела" не смотрел раньше, о чем жалею. Увидел эту картину вчера. Долго не мог заснуть, все строил свои теории и интерпретации увиденного. Но потом вдруг понял, что для данного произведения это совершенно не нужно, а даже глупо. Почему? об этом я расскажу ниже.
Но сначало об ощущениях. На протяжении всего просмотра меня не покидало чувство, что я это где то уже видел. "Яйцо Англа" напомнило мне "Солярис" Тарковского. Ну посудите сами. Сначало меня привлекла сцена с водорослями под водой, такая же как в начале "Соляриса". Как и у Тарковского затянутые сцены (даже супер затянутые). И последняя сцена, где камера отдаляется от героя очень далеко и показывает весь мир, она тоже была в "Солярисе". Но мы, наверно, никогда уже не узнаем совпадение это, или реверсы Осии к Тарковскому, а может эстетика Тарковского близка к Японской эстетике. Так же мне вспомнились Отечественные авангардные мультфильмы. Такие же затянутые, похожая музыка и хоровое пение, и такая же земля - в клетку до горизонта.
Вообще, мне нравятся такие новаторские картины, когда режиссер снимает для себя. Осии не опускается до зрителя, это зрителю нужно подняться до Осии. Ну а неподвижная сцена, которая длится две минуты, это вообще верх дерзости в киноискусстве. Кажется, что сошел с ума, будто ты в другом временном измерении. Пугает.
В "Яйце Ангела" огромное количество деталей, символов и метафор. Девочка с яйцом под платьем, будто беременная. Мужчина с крестом и перебинтованными руками, верхом на танке(! ). "Мертвый" город и его "мертвые" жители, ловящие тень рыбы. Витраж с изображением рыбы, как изображения святых в католических храмах. Дождь, который затапливает город и миф о Ковчеге. Мир, который оказывается просто рисовым зернышком. И, конечно, каждый хочет собрать из этого полную картину. Но этого не получится!
Мамору Осии просто обвел нас вокруг пальца, и сделал это мастерски! Все дело в том, что ни разговоры героев, ни их поступки, ни то как они выглядят, ни этот мир, даже название картины - это все не соответствует друг другу. Это отдельные, независимые части, и каждая несет свой определенный смысл. Человек с крестом и с перебинтованнымии ладонями (воплошение Иисуса), он разбивает яйцо. Но это никак не связано! Дождь в городе и монологи о потопе. Но это никак не связано! Девочка с яйцом и название "Яйцо Ангена". Но это никак не связано!
Мамору Осии просто дал нам кусочки из разных пазлов. А мы по своей простоте начинам собирать детали, так как привыкли к этому в обычном кино. Конечно у нас ничего не получится, тем более у каждого получается что то свое.
Это не значит, что в этой картине нету смысла, наоборот смысл имеет каждая художественная часть произведения. По действиям персонажей: мужчина крадет у девочки что то сакральное. Проблема борьбы женского и мужского начала, порядка и хаоса, добра и зла, Апполона и Диониса, кто как увидит. Проблема спасения себя и других за счет разрушения или ценой собственной жизни.
По разговорам персонажей: разговоры о ковчеге (спасении). Проблема греха и его искупления. "Утопление" всех грешников и спасение верных, или прощение всех живых. "Кто ты?". Какое отношение ты имеешь к этому?
По внешнему виду персонажей: мужчина с крестом и перебинтованными ладонями, но его "крест" - это оружие. Проблема "внешнего" и "внутреннего", материального и идеального. Если у человека есть внешние атрибуты Иисуса, можно ли сказать, что он такой же и внутри? Девочка с яйцом. Откуда пришла, туда и вернулась. Одновременно "беременна" и "девственна". Проблема круговорота жизни. Конечна жизнь, или бесконечна?
По антуражу: "мертвые" люди в "мертвом" городе. Погоня за тенью рыбы. Критика современной системы ценностей. Что делать с этими людьми? Пусть они "утонут" или они достойны жить? И много-много других вопросов.
Как я написал выше каждая художественная часть произведения существует отдельно. И если их собирать вместе ничего хорошего не получится, вы только еще больше запутаетесь в происходящем.
Для меня "Яйцо Ангела" стало ключем к творчеству Мамору Осии и других ранее "непонятных" деятелей искусства. Если Осии не работал бы так усердно над сценарием и его структурой в GitS или "Небесных Скитальцах", у него постоянно бы получалось "Яйцо Ангела". Но в этом произведении видна "душа" всех его работ, не затронутая драматургией. Но это уже и не режиссура, а чистая поэзия. Но весь этот мир ввиде зернышка риса говорит нам "все просто в этой жизни", да так оно и есть, слишком просто что бы понять.
|