|
| | |
всего сделано правок - 130, последняя: 2023.01.15
| | | Таксист
Первый показ | | 1976.02.08 (США) |
Сборы в России | | $129,823 (зрителей: 28,831) |
Проголосовало | | 133 чел. | | |
|
|
Тусклый свет слепых фонарей, скелеты фабричных труб, задыхающихся в собственном дыму, башни небоскребов. Все это — Нью-Йорк, ад новейшего времени. Ветеран вьетнамской войны Трэвис Бикл (Роберт Де Ниро) ведёт своё одинокое такси по бесконечным улицам ночного города, и его глазам открывается мрачная панорама человеческих пороков. Он надеется, что однажды небеса пошлют на землю спасительный дождь, который очистит Нью-Йорк от многовековой грязи. А когда надежда умирает, остаётся только ненависть. Огненный ливень обрушится на головы грешников. Таксист позаботится об этом. |
© Евгений Нефёдов, 2007.12.05 | Авторская оценка: 9/10 |
Изначально в замысле «Таксиста» автобиографические мотивы, судя по всему, доминировали. Пол Шрэдер вспоминал о том, как, пребывая в состоянии глубочайшей депрессии из-за потери работы и болезненного расставания с подругой, провёл пару тяжёлых месяцев в её квартире, не разговаривая ни с кем неделями, посещая порнографические кинотеатры и давая выход своей одержимости огнестрельным оружием. И тогда же, всего за пять дней, написал сценарий, решив, правда, перенести действие из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где профессия таксиста распространена гораздо сильнее. Вместе с тем источником вдохновения для кинодраматурга в не меньшей степени послужил и опубликованный дневник Артура Бремера1 – человека, осуществившего покушение на убийство Джорджа Уолласа, кандидата на пост Президента США. Также довольно легко подметить влияние на авторов, оказанное рядом произведений искусства: от классического вестерна «Искатели» /1956/2 до песни Гарри Чэйпина «Такси» – шлягера начала 1970-х. Замечательный пример того, как следует подходить к творчеству! Всеобъемлюще, когда личное и всеобщее оказываются в равной степени важны, а процесс самовыражения ничуть не вступает в противоречие с анализом общественно значимых проблем, раскрывающим гражданскую позицию, и стремлением философски осмыслить само Время…
«Таксист» завораживает.
Завораживает тем, с какой аутентичностью воспроизведена атмосфера мегаполиса, жизнь которого в светлое и тёмное время суток различается кардинально. В своём закадровом комментарии Бикл подобно хроникёру, не обнаруживая эмоций, подмечает мельчайшие бытовые детали, в том числе самые неприглядные и шокирующие. Возникает особого рода «совиный эффект», когда бессонница обостряет чувства, и всё, что скрыто – в прямом и переносном смысле – во мраке ночи, становится пугающе самоочевидным. А картина привычной, парадной, дневной реальности, напротив, покрывается мутной пеленой. И Трэвису действительно тяжело установить взаимопонимание с хорошенькой Бетси, работающей в избирательном штабе сенатора Чарльза Пэлэнтайна, приходящей в неописуемый ужас от устроенного свидания.
Завораживает изображением «патологии одиночества» (эпитет Шрэдера). Тем, как досконально, со скрупулёзностью дотошного психиатра показан процесс скатывания человека в пропасть безумия. Роберт Де Ниро становится страшен, по-гамлетовски решаясь не казаться3, но быть: «Ты со мной разговариваешь?» Вынашивая в голове план отмщения, возмездия, воздаяния за вселенскую несправедливость – сначала лощёному сенатору, а затем сутенёру «Спорту» Мэттью, эксплуатирующему несовершеннолетнюю проститутку Айрис Стинсма.
Завораживает возникающим при просмотре осознанием того, что Шрэдеру и Мартину Скорсезе4 удалось уловить квинтэссенцию своего времени, затронуть нерв эпохи. Выразить подспудные чаяния, как минимум, поколения, прошедшего вьетнамские жернова, но и по возвращении на Родину – оказавшегося не принятого Жизнью, оставшегося «за бортом». Самой действительностью толкаемого в бездну отчаяния. И, что хуже всего, вынужденного безжалостно подавлять самые благородные порывы своей души. Финал, когда заслуги Трэвиса вроде бы не остаются без благодарности, всё-таки двусмыслен, поскольку ничего кардинального в его существовании, в сущности, не изменилось…
Лишним доказательством резонанса, который вызвал «Таксист», превознесённый критиками и снискавший неожиданно солидный коммерческий успех, при бюджете $1,3 млн. собрав $21,1 млн., является небезызвестный инцидент 1981-го, когда некий Джон Хинкли во всеуслышание посвятил своё покушение на Рональда Рейгана Джоди Фостер.
__________ 1 – На момент выхода фильма ему исполнилось столько же, сколько и Трэвису, – 26 лет. 2 – Если подвергнуть тщательному разбору композицию, можно обнаружить достаточно перекличек с поведанной Джоном Фордом историей престарелого ковбоя, отправившегося на поиски юной племянницы, похищенной индейцами. 3 – По контрасту, скажем, со своим коллегой Уизардом, сыгранным Питером Бойлом – самим воплощением типажа «синего воротничка» того времени. 4 – В том, что он исполнил эпизодическую роль пассажира такси со склонностью к суициду, сокрыта почти хичкоковская мрачная ирония.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Это культовый фильм, культового режиссёра... больше сказать нечего. Каждый должен его посмотреть, потому как это фильм на который равняются многие актёра и режиссёры.
|
Посмотрел "Таксист"... Честно говоря, я не очень люблю криминальные драмы. От меня криминал далеко, и он меня не пробирает. Я не понимаю. Но фильм хороший. Такая себе история ненужного человека, который потихоньку сходит с ума. Мне, правда, сложно судить о реалистичности, так как мне подобное состояние чуждо. Ну, не был я в сильной депрессии. Только финал мне показался несколько неправдоподобным. Я думаю, что за убийство четырёх, или сколько их там было, человек и незаконное хранение оружия Тревиса посадили бы. Разве что президент помиловал)
|
Отвратное кино.
Вот сравните с Братом-1. Вроде те же помойки, ан нет.
Герой - одинокий психопат, дома гадюшник. Ведёт бабу на свиданке на дешёвое порно-кино.
Как он начал морали шлюхе читать, мне стало так противно.
Убил 3х невиновных человек, лишил девчонок приятного и лёгкого заработка... По идее смертная казнь.
Вот понимаете, недо*б главного героя (а сам виноват, кстати) привёл его к пониманию, что он борец против плохого. А что плохое - ну он сам решит, лол. Стрелять таких надо сразу.
Ты мне не дала? Значит ты такая, как все, ты - зло. Ты рвёшься мне отсо**ть? Значит ты всем так делаешь, ты - зло.
Герой сыгран хорошо, но кино мерзкое. 3 из 10
|
| | |