World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (58)
-связки


 Промо
-постеры (41)
-кадры (7)
-трейлеры


 На сайтах
-afisha
-allmovie
-daum
-douban
-film.ru
-imdb
-kinopoisk
-naver
-rottentomatoes


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->

страница создана Contributor от 2005.08.04
всего сделано правок - 59, последняя: 2023.01.15

Лолита (1962, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 41 | кадры 7
Лолита


НазванияLolita
ПроизводствоСША, Великобритания
Форматполнометражный фильм
Хронометраж152 мин.
Жанрмелодрама, комедия
Первый показ1962.06.12 (США)
Бюджет$2,000,000
РежиссёрСтэнли Кубрик
Сценарий, идея Владимир Набоков, Стэнли Кубрик
КомпозиторНельсон Риддл
В ролях Джеймс Мэйсон, Шелли Уинтерс, Сью Лайон, Гэри Кокрелл, Джерри Стовин, Дайан Декер и другие


Средний балл7.8 из 10
Проголосовало
27 чел.
Место в рейтинге1849 из 8107
Проголосуйте 





Краткое содержание

Гумберт Гумберт (Джеймс Мэйсон), профессор из Европы, приезжает в США по приглашению на работу. Он поселяется в Рамсдэйле, штат Нью-Гемпшир, в доме Шарлотты Хейз (Шелли Уинтерс), добропорядочной обывательницы, президента провинциального литературного клуба, и вскоре предлагает ей руку и сердце. Только истинной причиной такого решения служит любовь, вспыхнувшая в груди Гумберта к юной дочери Шарлотты по имени Лолита (Сью Лайон). По нелепой случайности, миссис Хейз погибает, едва узнав правду. Гумберт с Лолитой отправляются в путешествие по Америке. Но в этот момент вырисовывается зловещая тень Клера Куильти (Питер Селлерс), предстающего в обличии то участника конференции полицейских, остановившихся в мотеле, то преуспевающего беллетриста и драматурга, то — некоего доктора Земпфа, якобы профессора психологии, говорящего с акцентом, как у Зигмунда Фрейда…




Кадры из фильма
посмотреть все кадры [7]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2007.08.12Авторская оценка:  7/10

Пожалуй, рекламный плакат намного провокационнее фильма в целом. Соответствующий кадр длится пару секунд – а больше интимных подробностей на экране так и не возникает. И «Лолита», по-видимому, действительно является наименее удавшимся зрелым произведением Кубрика: в сопоставлении с иными его работами лента неожиданно традиционна для своего жанра. Но даже при этом – производит сильное впечатление.

Поражает сознательный отказ режиссёра от собственных эстетических воззрений, как если бы картина не предназначалась для посторонних, не создавалась на потребу публике1. «Лолита», в сущности, так и осталась единственным личным, скрыто исповедальным произведением мэтра, который всегда выдерживал строгую дистанцию по отношению к изображаемому, постигая реальность интеллектуально, хотя и выстраивая повествование таким образом, что воздействие на зрительские эмоции оказывалось безошибочным. Оригинальное решение – поместить в начало кульминационную сцену с убийством Гумбертом Куильти – воспринимается чуть ли не цитатой из… «Что делать?». Николай Чернышевский в предисловии, помнится, признался, что прибегнул к «обычной хитрости романистов», начав «повесть эффектными сценами, вырванными из средины или конца её», прикрыв их туманом. Вот и Кубрик относится к собственному «проницательному читателю» (зрителю) схоже. В фильме решительно нет душевных излияний профессора средних лет, анализирующего с позиций фрейдизма истоки своей страсти. В трактовке Джеймса Мэйсона он действительно кажется «давно и хорошо известным типом стареющего мужчины, увлечением девушкой пытающегося вернуть молодость и атмосферу «сонетов Петрарки»2. Ничтожный и развратный интеллектуал Куильти уже не воспринимается отражением Гумберта в кривом зеркале. Клер в фееричном исполнении Питера Селлерса не просто противопоставляется сопернику, но – поистине возведён в ранг самонаречённого демиурга, вобравшего в себя все черты, органично претящие образованному европейцу. И Шелли Уинтерс очень точна в образе Шарлотты, самого воплощения пошлости, как у Чехова, даже в любви демонстрирующей худшие качества, неуклюже соблазняя постояльца и распекая уже супруга мелочными придирками. К тому же, именно эта женщина с фамилией, почти как у Хейса, знакомит с Куильти Гумберта. Тот же – искренне удивляется в финале, услышав от Лолиты имя «коварного соблазнителя», догадавшись, что некие подспудные подозрения имели под собой почву.

Возможно, трагедия героя именно в том, что он не сумел вовремя разгадать хитроумную шараду, не пожелал признать, что Куильти словно разлит в воздухе Америки. Страны прагматичной и с наглостью заявляющей о своей исключительности3, которой нет дела до высокой поэзии и эфемерных старосветских идеалов. Клер последовательно воплощает самые почитаемые американцами явления – а во всей красе предстаёт во время «дуэли». В издевательском ответе на вопрос о том, кто он4, содержится ёрнический выпад против Голливуда, «принудившего» режиссёра приспосабливать свой талант к запросам зрительской массы, миллионов «рабов». Наконец, проникнут особым символизмом кадр почти ритуальной расправы над неуловимым и хитрым Клером, настигнутым пулями за портретом женщины, написанным «в стиле Гейнсборо» и отсылающим к викторианской эпохе. Кубрик отказывается принимать сторону Куильти, впитавшего те же культурные ценности, что и соперник, но превращающего всё, к чему прикасается, в пошлый балаган, издеваясь над пуританской западной цивилизацией. По отношению к недругу Гумберт выступает «архи-Немесидой» (эпитет Тима Деркса), карая за нарушение общественных и моральных норм. Так что не должна удивлять и драматическая, совсем чуть-чуть сентиментальная интонация, особенно – в щемящем финале, когда становится известно, что Гумберт добровольно и со спокойной совестью, исполнив свой долг, ушёл из жизни.


__________
1 – Впрочем, с интересом принявшей ленту, при бюджете в $2 млн. принёсшую $3,7 млн. прокатной платы.
2 – По точной характеристике Ромила Соболева.
3 – Телефонным номером Шарлотты оказывается «1776» – год подписания Декларации независимости.
4 – «Я – Спартак, а Вы пришли освободить рабов или что-то вроде того?».



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура