|
| | |
всего сделано правок - 294, последняя: 2023.11.21
| | | Троя
Названия | | Troy / Untitled 'The Illiad' Project |
Первый показ | | 2004.05.09 (Германия) |
Проголосовало | | 251 чел. | | |
|
|
Микенский царь Агамемнон (Брайан Кокс) безжалостно и последовательно претворяет в жизнь стратегическую цель — объединить под своим щитом все народы Эллады. После долгого сопротивления покоряется Фессалия, лучший воин которой, великан Боагрий (Натан Джонс), пал в скоротечном бою с Ахиллесом (Брэд Питт), считающимся лучшим воином из всех живущих. А между тем Приаму (Питер О’Тул), царю Трои, удалось заключить долгожданный союз со спартанским царём Менелаем (Брендан Глизон), братом Агамемнона. Однако по завершении празднества выясняется, что троянский царевич Парис (Орландо Блум) похитил Елену (Дайен Крюгер) — прекрасную жену властителя. Воспользовавшись ситуацией, Агамемнон собирает великое войско, возглавив поход на давних врагов. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2011.12.20 | Авторская оценка: 7/10 |
Фильм обошёлся в производстве в астрономическую сумму ($175 млн., по другим данным – $185 млн.1), более чем в полтора раза превысившую бюджет «Гладиатора» /2000/. А между тем в североамериканском прокате «Троя» не попала по итогам сезона и в десятку лидеров, принеся $133,23 млн. и компенсировав затраты2 лишь благодаря широкомасштабной демонстрации за рубежом. Продюсерам, конечно, грех жаловаться, особенно в свете куда более скромного приятия публикой ряда других постановочных боевиков на историко-мифологическом материале (включая «Александра Великого» /2004/, считавшегося главным конкурентом «Трои»), и всё равно – есть над чем подумать! То ли американцы, невзирая на присутствие любимых актёров, начиная с Брэда Питта, ухватившегося за возможность воплотить образ одного из величайших воинов, когда-либо появлявшихся на свет4, в меньшей степени склонны отождествлять себя с эллинами – основоположниками западной цивилизации, чем жители прочих стран. То ли сценариста Дэвида Бениоффа и режиссёра Вольфганга Петерсена заподозрили в проведении несвоевременных, крамольных мыслей…
Знатоки античной истории и литературного наследия, ведущего отсчёт именно с эпической поэмы Гомера «Илиада»3, справедливо указали на несоответствие общеизвестным фактам и расхожим представлениям. Достаточно отметить отсутствие богов, в первоисточнике – принимавших активное (если не ключевое!) участие в баталиях, и бессмертных героев, или то обстоятельство, что осада Трои, длившаяся, согласно древнегреческим источникам, не менее девяти лет, усечена до кратчайших сроков – до сроков стремительной десантно-штурмовой операции. А между тем, даже если не признавать за художниками абсолютного права на вольное обращение с прошлым, всегда любопытнее и показательнее не только мотивы выбора тех, а не иных полулегендарных событий, но в первую очередь – их интерпретация. Уже сознательная установка авторов на реалистичность, на достоверную (точнее, соответствующую материалистическим воззрениям новейшего времени) реконструкцию войны, память о которой пережила тысячелетия, вызывает неподдельный интерес. И не иначе, как вмешательством всесильного Рока следует считать начавшуюся иракскую кампанию, заставившую студию перенести съёмки из Марокко в Мексику! Воздавая почести (в том числе – в заключительном слове) отваге ратоборцев, Бениоф и Петерсен старательно избегают… и намёка на героику. Её нет ни в захватывающих дух поединках один на один, которые могут позволить избежать дальнейшего кровопролития, ни – в баталиях с многотысячной массовкой и эффектным разрушением неприступных стен, жилищ, кораблей. Как нет благородных (государственных) помыслов и у правителей, в лучшем случае становящихся заложниками обстоятельств, а в худшем – за мечтами о немеркнущей славе скрывающих малодушие и неутолённое самолюбие. И лучше всех это понимает именно Ахиллес, регулярно видящий во сне поверженных соперников, отговаривающий от участия в сече юного Патрокла, признающий правоту Приама, а не Агамемнона… Да и в целом на протяжении сеанса не покидает ощущение, что речь идёт – иносказательно – о вполне современной по духу, «странной» войне. Войне, где есть «свои» и «чужие», но нет противостояния Добра и Зла. Где блюдутся сиюминутные интересы, но почти исчезли идеалы. Где заведомо проиграют все участники, ибо любая победа окажется пирровой. Антимилитаристская и антиимпериалистическая направленность «Трои» делает честь авторам, чью проницательность в отдельных моментах можно смело уподобить дару провидицы Кассандры, пусть и обойдённой в картине молчанием.
__________ 1 – Без учёта $50 млн., потраченных на рекламную кампанию. 2 – Общие кассовые сборы оцениваются в $497,4 млн. 3 – Как ни странно, достаточно редко (в отличие от «Одиссеи») вдохновлявшей кинематографистов. 4 – По иронии судьбы, он повредил на съёмках… ахиллесово сухожилие.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
"Трою" обычно сравнивают с предшествующим "Гладиатором". И в пользу последнего. Но вот стоит "Гладиатор", впечатливший при первом просмотре, у меня на полке, и пересматривать его не тянет. Нечто красочное, вполне бутафорское. И если уж совсем откровенно и обидно - развесистая клюква. А "Трою" пересматривал уже трижды. Из той же красочности, бутафории и т.п. выпирает все сильнее мысль о пустячности многого из того, за что бьются (или - вокруг чего копошатся) герои. Смерть, сожжение, смерть, сожжение, и еще, и еще... Нескончаемый, завораживающий праздник Смерти. Так это о том, что "все в землю лягут, все прахом будет"? Так это о ГЛАВНОМ?
|
Если кракто охарактеризовать фильм, можно было бы ограничелся фразой: "Все, что можно сказать о мужестве". Рукой режиссера/ сценариста/автора оригинала (о, теперь понятно, почему Гомеру воздают почести все писатели) выводятся образы каждый из которых типичнейший и наихарактернейший тип мужсково начала. Во всех его проявлениях. Ахиллес, ищущий славы, Агамемнон, жаждущий власти, Гектор, отважный защитник, Парис, пылкий (и трусливый, но меткий) любовник, Приам — Отец, и другие, и другие. Если касатся только сюжета, то единственое, что осталось не высвечено, это подлость и предательство. Но на то оно и исскусство, что бы замечать и отсекать все «лишнее».
|
В четверый раз посмотрел сегодня этот замечательный фильм. Бои неподражаемы, война древности показана во всей красе - былинные герои бьются насмерть, летят головы и брызжет кровь, солдаты врываются в город, сжигая дома, насилуя женщин и убивая младенцев. Воинская честь тоже не забыта. В общем, шедевр.
Вроде подобных эпичных лент особо больше и нет. "Александр" тоже неплох, но там упор не на бои - всего два небольших боя за три часа.
|
| | |