World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (14)
-связки


 Промо
-постеры (2)
-кадры (3)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->

страница создана Contributor от 2003.12.01
всего сделано правок - 18, последняя: 2023.01.13

Пиковая дама (1917, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 2 | кадры 3
Пиковая дама


НазванияPikovaya dama
ПроизводствоРоссия
Формат------------
Хронометраж63 мин.
Жанрдрама, кинофантазия, фильм ужасов
Первый показ1917.11.18 (США)
Основакнига
РежиссёрЯков Протазанов
Сценарий, идея Федор Оцеп, Яков Протазанов
Автор идеиАлександр Пушкин (книга)
КомпозиторРафаль Розмус
В ролях Иван Мозжухин, Вера Орлова, Тамара Дуван, Елизавета Шебуева, Поликарп Павлов, Николай Панов и другие


Средний баллнужно больше оценок
Проголосовало
6 чел.
фильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 





Краткое содержание

Молодой человек по имени Германн (Иван Мозжухин), вхожий в петербургский высший свет, заворожен процессом игры, но не может позволить себе принять в ней участие, будучи «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Услышав историю восьмидесятилетней графини Анны Федотовны (Елизавета Шебуева), знающей великую тайну трёх карт, выигрывающих подряд, он напрочь утрачивает покой. Одержимость Германна с неизбежностью ведёт к трагедии…

© Евгений Нефёдов, World Art



Кадры из фильма
посмотреть все кадры [3]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2010.03.12Авторская оценка:  8/10

Сравнение двух версий блистательного пушкинского рассказа, увидевших свет соответственно в 1910-м и 1916-м годах, позволяет оценить ту сложную и многомерную эволюцию, которую проделал русский дореволюционный кинематограф. Если Пётр Чардырин при всём желании не мог пойти дальше краткой и поверхностной иллюстрации литературного первоисточника, то Яков Протазанов предложил1 полноценную и вдумчивую интерпретацию текста. Как-то даже неудобно говорить об уверенном владении выразительными средствами… Режиссёр проявил себя подлинным новатором, обогатив «великий немой» приёмами, помогающими полнее и глубже передать психологические состояния человека, в том числе крайние. «Эффект Кулешова» чуть позже вошёл во все учебники по кинорежиссуре, а ведь эпизод видений Германна, построенный на филигранном использовании внутрикадрового (вместо классического межкадрового) монтажа, заслуживал схожего признания не меньше, – как ещё один способ существенно углубить игру актёра, причём в данном случае того же самого. Совершенство и продуманность композиций, изумительно выдержанный ритм, органичное существование на экране Ивана Мозжухина – всё это отмечалось и прежде в качестве безусловных достижений мастера.

Впрочем, художественная ценность протазановской «Пиковой дамы» существенно выросла с течением времени. Есть немалый соблазн ретроспективно провести параллель между экранизацией2 и произведениями немецкого киноэкспрессионизма, отмечая схожесть мрачной атмосферы (по ходу действия приобретающей ирреальность, внушающую трепет фантасмагоричность), а в первую очередь – доминирование отчаяния и одержимости, приводящих к полнейшему, необратимому помутнению рассудка. Так и просится вывод в том духе, что творение русского гения и провидца XIX века оказалось пугающе современным, замечательно вписываясь в эпоху модернизма, отразившего кризисное общественное сознание на смене исторических вех… Вспомним видения Германна, тщетно пытающегося избавиться от воображаемой паутины!..

И всё-таки Протазанова было бы грех обвинять в стремлении не только «сбросить Пушкина с парохода современности», но даже – чрезмерно актуализировать рассказ, придать ему неоправданную злободневность. По-настоящему сильное впечатление производит именно философский мотив наказания человека, вознамерившегося постичь одну из великих тайн бытия (персонифицированную в трёх выигрышных картах: тройке, семёрке, тузе), тем самым – ускорив приближение собственной судьбы или даже движение Времени. Мотив, переданный кинематографистами предельно полно – и со всем возможным почтением – дабы не последовать печальному примеру Германна!


__________
1 – Заметим, что его соавтором по написанию сценария выступил Фёдор Оцеп, вскоре добившийся признания самостоятельными постановками.
2 – А также «Сатаны ликующего» /1917/.



Информация о серии
1.Пиковая дама (1910)
2.Пиковая дама (1917)
3.Пиковая дама (1949)
4.Пиковая дама (1982)
5.Дама Пик (2016)


Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура