|
| | |
всего сделано правок - 104, последняя: 2023.12.08
| | | Враг государства №1
Названия | | L'instinct de mort / Mesrine: Killer Instinct / Mesrine: L'instinct de mort / Nemico pubblico n. 1 - L'istinto di morte |
Первый показ | | 2008.09.11 (Канада) |
Проголосовало | | 8 чел. | | |
|
|
Жак Месрен (Венсан Кассель) прошёл отличную школу войны в Алжире, где приходилось убивать — убивать много, бессмысленно и беспощадно. Вернувшись на Родину, Жак быстро уверяется в мысли, что криминальный путь является его призванием. Начав преступную деятельность под предводительством Гуидо (Жерар Депардье), опытного гангстера с непререкаемым авторитетом, Месрен вскоре сам становится врагом общества № 1. |
© Евгений Нефёдов, 2008.11.12 | Авторская оценка: 7/10 |
Авторы предпослали очень точный эпиграф к своему произведению: «Все фильмы являются частично вымышленными. Ни один фильм не в состоянии в точности воспроизвести всю сложность человеческой жизни. У каждого своя точка зрения». Это не просто попытка заранее обелить себя: ведь сценарист Абдель Рауф Дафри взял за основу одноимённый1 автобиографический роман самого Жака Месрена, застреленного полицейскими в Париже 2-го ноября 1979-го года. У того, кто прочитает такую фразу, уже не должно возникнуть желания поставить под сомнение правомерность изображения преступника, откровенно упивающегося собственной жестокостью и вовсе не номинально являющегося опасным врагом общества и государства, – всё-таки не в однозначно негативном ключе. Даже Венсан Кассель, нередко приглашаемый на роли откровенных подонков, находящихся не в ладах с законом, вдруг обнаруживает недюжинное обаяние!.. Казалось бы, Жан-Франсуа Рише, успевший отметиться за океаном2, подражает именно голливудскому обыкновению романтизировать и героизировать образы гангстеров. Вариант названия, выбранный для зарубежного проката, не случайно намекает на классическую ленту Уильяма Уэллмана – того периода, когда «фабрика грёз» воспела первых героев «сухого закона». А в заголовке статьи одной из североамериканских газет налётчики-французы представлены «Бонни Шнайдер и Клайдом Месреном». Но ведь и Артур Пенн, честно воссоздавший кровавый путь легендарной парочки банковских грабителей, сознательно отошёл от их биографий, приукрасив отдельные общеизвестные факты. Я уже не говорю про то, что работу Рише, получившего в распоряжение огромные средства3, отличают динамизм, жёсткость и суровость трактовки характеров.
И всё-таки это ощущение обманчиво. «Враг государства» целиком и полностью укладывается в традицию «поляров», лучшие из которых запоминались не только элегантностью, мощной детективной интригой, харизматичностью главных действующих лиц. Отличительной особенностью французских жанровых образчиков являлась практически обязательная философская насыщенность действия – стремление режиссёров раскрыть механизм функционирования общества, осмыслить причины, толкающие людей на отчаянные шаги, наконец, передать глубину переживаний человека, существующего «на последнем дыхании» и не видящего выхода из «красного круга». Поступки Месрена были, в сущности, предопределены обидой на отца-коллаборациониста, травмирующим опытом Алжира, бесперспективностью «судьбы солдата во Франции»… Но это всё же не снимает персональной ответственности с Жака, окунающегося с головой в развесёлую и яркую жизнь, с готовностью откликаясь на зов необоримого инстинкта смерти. Финал первой части вроде бы обнадёживает, даруя Номеру Один, в отличие от сподвижников, отсрочку неотвратимого исхода.
__________ 1 – Имеется в виду оригинальный заголовок L'instinct de mort, переводящийся на русский язык просто: «Инстинкт смерти». 2 – Правда, «Нападение на 13-й полицейский участок» /2005/ было принято относительно прохладно. 3 – Бюджет дилогии оценивается в $80 млн.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |