|
| | |
всего сделано правок - 59, последняя: 2019.09.24
| | | Три обезьяны
Названия | | Three Monkeys / Le tre scimmie / Les trois singes |
Первый показ | | 2008.05.16 (Франция) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 6 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Существует японская притча о трёх обезьянах. Одна из них закрывает лапками глаза, другая уши, а третья — рот. Своим жестом первая обезьянка заявляет: «Я не вижу зло и глупость». Вторая говорит: «Я не слышу зло и глупость». Третья: «Я не разговариваю со злом и глупостью»... Сервет (Эрсан Кесал), видный стамбульский политик, обращается с деликатной просьбой к простому шофёру Эйюпу (Явуз Бенгол), предлагая ему за денежное вознаграждение взять на себя вину за трагический инцидент на дороге, отсидев небольшой срок в тюрьме. Тот соглашается, но, выйдя на свободу, обнаруживает, что у его жены Хасер (Хатис Аслан) и взрослого сына Измаила (Рифат Сунгар) возникли куда более серьёзные проблемы. |
© Евгений Нефёдов, 2009.06.08 | Авторская оценка: 6/10 |
Представители «Кино без границ» – отечественной компании-дистрибьютора, специализирующейся на т.н. «арт-хаусной» кинопродукции, решили познакомить ещё c одной лентой, выдвинутой национальной отборочной комиссией на соискание премии «Оскар»1 в категории «Лучший неанглоязычный фильм». «Три обезьяны» существенно уступают, на мой взгляд, болгарскому «Гудрону» («Дзифту»). И всё равно событие, думаю, должно вызвать повышенный интерес у тех, кто интересуется экранными достижениями в странах, по разным причинам (и не всегда заслуженно!) относимых к кинематографической периферии. Правда, причастность к производству Франции и Италии косвенно свидетельствует о том, что как раз Нури Бильге Джейлан признания на Западе добился. Это подтвердил и приз за режиссуру, полученный на престижном Каннском международном кинофестивале.
Поначалу впечатление, говоря откровенно, очень тягостное – и по причине замедленного ритма, и из-за хмурой атмосферы, и, главное, в силу ряда сюжетно-повествовательных особенностей. Трудно отделаться от ощущения не просто безрадостной жизни, а – застывшего, остановившегося существования, которое вынужденно влачат сын и мать в отсутствии отца, проведываемого изредка, в установленные часы посещений заключённых. Косвенного упоминания о закулисных политических интригах, опасаясь которых, Эйюп пошёл на неблаговидную сделку, на поверку оказывается недостаточно для критического, а тем более – сатирического выпада против общественного устройства современной Турции. Да и сами персонажи кажутся личностями излишне замкнутыми, не склонными делиться переживаниями с окружающим миром и, как следствие, совершенно неинтересными. Но в одно мгновение всё меняется кардинальным образом.
Таким, переломным моментом становится открытие Измаилом страшной тайны – измены матери с тем самым влиятельным чиновником, чьим благодетелем выступил его родитель. И картина, начинавшаяся бытовой или в лучшем случае – психологической драмой, приобретает черты жестокой мелодрамы, тем более невероятной, что действие развёртывается в мусульманской2 стране. Чуть ли не турецкой версией «Кармен», призывающей «эмансипированных» западных зрителей вспомнить об основательно подзабытом истинном борении страстей, прорывающихся сквозь любые запреты. Вместе с тем, по мысли авторов, развевающих всякие романтические иллюзии трагическим финалом, адюльтер не просто оказывается актом освобождения и высвобождения высоких чувств, безжалостно подавляемых на протяжении долгой жизни, отзываясь дикой ревностью у представителей мужского пола. Это косвенно свидетельствует о внутреннем, хочется сказать – органическом распаде самой «ячейки общества», продолжающей, невзирая на все светские традиции и религиозные предписания, существовать сугубо номинально. Вот только правильно ли отворачиваться от несправедливостей мира подобно тому, как поступают пресловутые обезьянки?
__________ 1 – Картина даже попала в заокеанский кинопрокат, хотя кассовые сборы составили мизерную сумму (около $3 тыс.). 2 – Пусть и далеко не самой радикальной в следовании канонам ислама.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |