Шатровая церковь XVII века. Основная ее часть была построена в 1646 году. На высоком подклете, окруженном с трех сторон первоначально открытой галереей, высится храм, напоминающий церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Однако его формы несравненно скромнее. Два года спустя после окончания постройки церкви владельцами Вешняков Одоевскими было решено пристроить к ней симметричные приделы. Они обратились к патриарху с просьбой выдать разрешение на задуманную постройку, которая, по-видимому, предусматривала возведение на приделах двух шатров. Однако новый патриарх — Никон — выдал им в 1655 году храмозданную грамоту, в которой говорилось: «...главы б на тех приделах были круглые, а не островерхие». Отказ в возведении шатров объясняется тем, что церковь видела в этой архитектурной форме выражение светского, «мирского» начала, которое все сильнее давало себя знать в архитектуре строившихся храмов. Церковь в лице патриарха Никона решила начать борьбу с «обмирщением» архитектуры храмов, предписав строить новые церкви «о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». С этого времени «освященное пятиглавие» прочно входит в русское церковное зодчество. Однако запретительные меры церкви не смогли уничтожить жизнерадостного, мирского характера русской каменной архитектуры. Любовь к живописному и острому силуэту, любовь к «узорочью» красной нитью проходит через всю русскую архитектуру XVII века. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |