World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  База данных по архитектуре | Видео | Последние добавления   
тип аккаунта: гостевой  

случайное здание в базе данных: Фракийские гробницы в Свештарах, Свештары


фото А.А. Александров, 1970 г.
фото А.А. Александров, 1970 г.

Крутицкое Патриаршее подворье


Другие названияКрутицкий архиерейский дом
СтранаРоссия
ГородМосква
ОкругЦентральный административный округ
РайонТаганский
АдресКрутицкая улица
альтер. адрес: Крутицкий 1-й переулок
Статуспостроено
Назначениепамятник архитектуры, храмы и церкви
Сайтwww.krutitsy.ru



Описание

Напротив Новоспасского монастыря у некогда небольшой ныне заключенной в трубу речки Сары расположено в переулке Крутицкое подворье. Здесь в древности находился небольшой монастырек. В XVI столетии при учреждении патриархии он превратился в резиденцию митрополитов «сарских и подонских». Строительство новой митрополичьей резиденции развернулось здесь столетие спустя, когда ее владельцы превратили Крутицкое подворье в «некий рай». Эта столь непосредственно высказанная в XVII веке характеристика объяснялась исключительной живописностью зданий, группировавшихся у входа в митрополичью усадьбу. Слева высится на подклете пятиглавый храм Успения с шатровой колокольней. К нему ведет ныне восстановленная, круто подымающаяся лестница с тяжеловатым по формам шатровым крыльцом. Некогда под прямым углом к ней размещалась вторая лестница, ведшая к западному входу в храм. От церкви к главному въезду на подворье и далее тянется стена-ограда, прорезанная мощными арками. По ее верху идет переход, перекрытый кровлей, лежащей на толстых столбах сквозной аркады. Ширинки с изразцами украшают парапет. Переход служил для торжественных шествий крутицких митрополитов, направлявшихся на церковные службы в храм из своего каменного дома, стоявшего у самой кручи москворецкого берега. В настоящее время от этого здания сохранилась лишь нижняя часть.
Древнерусские зодчие всегда проявляли большое внимание к архитектуре въездных сооружений. Порой въезды превращались в значительные постройки, украшенные декоративными деталями, то резными в дереве, то выполненными из фигурного кирпича или белого камня. Крутицкий митрополит решил поразить современников новым материалом — изразцами. Он поручил постройку въезда виднейшему зодчему того времени каменных дел подмастерью Осипу Старцеву, который возвел в 1694 году над двумя арками въезда небольшой теремок — редкое по красоте сооружение, сверкающее многоцветной изразцовой облицовкой. Изразцы с разнообразными растительными узорами сплошь покрывают стены теремка: образуют филенки между окнами, формируют многообломные пояса и карнизы. Из изразцов же выполнены колонки наличников окон: подражая деревянной резьбе, они представляют ажурные плетения виноградных лоз. Стоит вглядеться в каждую деталь, в каждый изразец! Русское искусство монументальной керамики достигло здесь, пожалуй, своего наивысшего совершенства. Тут наиболее ощутима характерная для русского искусства XVII века связь между архитектурой и декоративно-прикладным искусством. Не этот ли сказочный по убранству теремок вызвал восторженное сравнение владений митрополита с «раем»?!

© М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г.




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура