Напротив Новоспасского монастыря у некогда небольшой ныне заключенной в трубу речки Сары расположено в переулке Крутицкое подворье. Здесь в древности находился небольшой монастырек. В XVI столетии при учреждении патриархии он превратился в резиденцию митрополитов «сарских и подонских». Строительство новой митрополичьей резиденции развернулось здесь столетие спустя, когда ее владельцы превратили Крутицкое подворье в «некий рай». Эта столь непосредственно высказанная в XVII веке характеристика объяснялась исключительной живописностью зданий, группировавшихся у входа в митрополичью усадьбу. Слева высится на подклете пятиглавый храм Успения с шатровой колокольней. К нему ведет ныне восстановленная, круто подымающаяся лестница с тяжеловатым по формам шатровым крыльцом. Некогда под прямым углом к ней размещалась вторая лестница, ведшая к западному входу в храм. От церкви к главному въезду на подворье и далее тянется стена-ограда, прорезанная мощными арками. По ее верху идет переход, перекрытый кровлей, лежащей на толстых столбах сквозной аркады. Ширинки с изразцами украшают парапет. Переход служил для торжественных шествий крутицких митрополитов, направлявшихся на церковные службы в храм из своего каменного дома, стоявшего у самой кручи москворецкого берега. В настоящее время от этого здания сохранилась лишь нижняя часть. Древнерусские зодчие всегда проявляли большое внимание к архитектуре въездных сооружений. Порой въезды превращались в значительные постройки, украшенные декоративными деталями, то резными в дереве, то выполненными из фигурного кирпича или белого камня. Крутицкий митрополит решил поразить современников новым материалом — изразцами. Он поручил постройку въезда виднейшему зодчему того времени каменных дел подмастерью Осипу Старцеву, который возвел в 1694 году над двумя арками въезда небольшой теремок — редкое по красоте сооружение, сверкающее многоцветной изразцовой облицовкой. Изразцы с разнообразными растительными узорами сплошь покрывают стены теремка: образуют филенки между окнами, формируют многообломные пояса и карнизы. Из изразцов же выполнены колонки наличников окон: подражая деревянной резьбе, они представляют ажурные плетения виноградных лоз. Стоит вглядеться в каждую деталь, в каждый изразец! Русское искусство монументальной керамики достигло здесь, пожалуй, своего наивысшего совершенства. Тут наиболее ощутима характерная для русского искусства XVII века связь между архитектурой и декоративно-прикладным искусством. Не этот ли сказочный по убранству теремок вызвал восторженное сравнение владений митрополита с «раем»?! © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |