Возникновение усадьбы относится еще к XVI веку, когда здесь были построены боярский двор и деревянная церковь. В 1620 году усадьба становится собственностью князей Черкасских, которые сооружают здесь каменный храм. В 1743 году Останкино переходит во владения Шереметевых. В 1790 году владелец Останкина Н. Шереметев задумывает коренную перестройку дома с целью соорудить такое здание, в котором дворцовые помещения сочетались бы с театральным залом. Проекты были выполнены архитекторами Ф. Кампорези, Д. Кваренги и другими. Однако многое в них не удовлетворило заказчика, и он привлек к проектированию дома своих крепостных зодчих А. Миронова, Г. Дикушина и А. Аргунова. Последний завершил отделку здания в 1798 году. При типичном для русского классицизма плане здания и внешних ордерных формах Останкинский дворец представляет собой оригинальное произведение. Его общая композиция исходит из распространенной в то время плановой схемы в виде буквы П («покоем») с парадным двором. Боковые павильоны связаны с центральным зданием одноэтажными галереями. Со стороны садового фасада, обычно решавшегося более скромно, здание выглядит не менее величественно, чему способствует десятиколонная лоджия-портик, охватывающая весь второй этаж. При общем стилистическом единстве всего комплекса Останкинскому дворцу присуща законченность каждой составной его части. Некоторые из них выглядят даже несколько обособленными друг от друга. Ту же обособленность можно проследить и внутри — в системе сменяющих друг друга парадных помещений. Каждое из них вполне законченное художественное целое — Египетский зал, Малиновая гостиная, Картинная галерея, Концертный зал, Приемный (Итальянский) зал, не говоря о Театральном, легко превращавшемся в бальный зал. Восторженно отозвался об Останкинском дворце англичанин Паже: «В отношении блеска и великолепия он превзошел все, что только может дать самое богатое воображение человека или что только могла нарисовать самая смелая фантазия художника». Действительно, здесь любая, даже мало приметная деталь — совершенное произведение, выполненное руками крепостных мастеров, трудившихся над возведением этого замечательного по своим художественным качествам здания. Останкино дает, пожалуй, наиболее полное впечатление о московском классицизме, о его высших достижениях. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |