Стремление поставить на службу архитектуре все декоративное богатство древнерусского зодчества особенно заметно в крупной постройке первой половины XX века — Казанском вокзале, начатом в 1913 году и законченном в основном в 1940 году. Автор А. Щусев решил воспроизвести в здании вокзала принцип древнерусской «хоромной» композиции. Пассажирские и кассовые залы, ресторан и прочие вокзальные помещения представлены не в виде единого сооружения, а как группа разнородных зданий, объединенных вертикальной ярусной башней. Вокзал, как ворота города, был наделен чертами «московского барокко», а башня воспроизводила Сююмбекину башню Казанского кремля, что должно было, по мысли архитектора, указывать на конечный пункт этой железной дороги. Нет слов, Щусев создал своего рода здание-сказку, необычайно декоративное, живописное. Даже фабричного типа труба получила декоративные детали, прототипом которых служили тяги на алтаре одной из церквей Троице-Сергиевой лавры. Наибольшей декоративности архитектор добился в оформлении зала ресторана. С этой же целью были применены фигурная кладка свода в угловой башне и «псковские» ступенчатые своды главного пассажирского зала. Последние представляют собой сплошную декорацию. Своды выполнены из металлической сетки с нанесенной на нее штукатуркой и подвешены к железобетонным аркам перекрытия.
Можно удивляться изобретательности архитектора, но вряд ли оправдано изобилие декоративных элементов в такого рода сооружении. В 1939—1940 годах отдельные части вокзала как снаружи, так и внутри были облицованы мрамором. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |