Рай для гурманов-моралистов. Манга, нарисованная довольно игриво, задаёт отнюдь не детские вопросы – что такое грех, где границы того самого “хотел как лучше”, надо ли его искупать и что является показателем этого самого искупления? Все эти сомнения запрятаны за мнимой маской весёлого простофили – неуклюжего бродяги с мечом, заточенным наоборот.
В прошлом этот человек своими руками вершил судьбу революции, и его меч оказал важнейшую роль в становлении новой эпохи, за что он и расплачивается всё повествование. Первое впечатление – это усмешка над наивностью главного героя, которое с постепенным приоткрытием завесы над его прошлым уступает место уважению, а к концу полнейшим сочувствием. Всё время он будет мучиться за свои ошибки прошлого, постоянно сражаясь с отголосками прошлого.
Сражений тут много, жанр обязывает, но их отличительная черта – разговоров в них куда больше, нежели действия. В этом и заключается суть поединков – это битва суждений, догм и парадигм сознания, в которых побеждает тот, у кого сильнее воля, упрямство, и кто готов пожертвовать большим ради того, за что сражается. Практически все серьёзные поединки выигрываются тем, кто побеждает морально. Сражения же Кеншина – это битва с самим собой, с той своей природой, которой он разил врагов в период бакумацу. И если поначалу он выигрывает только за счёт послаблений и возврата к сущности хитокири, то с освоением предельной техники он осознаёт, что пока у него есть то, за что он без малейших колебаний отдаст свою жизнь – он победит сам. Некоторые остаются при своих убеждениях, некоторые признают свои ошибки – но все в итоге признают победу Кеншина (хорошо показано в отказе Сайто в конце). Это и есть его главная победа – он признал свои ошибки, он смирился с ними, но он помнит о них, в то же время не позволяя себе взять над ним верх, он завоевал своё право на счастье.
Остальные персонажи тоже внутренне меняются – Саноске действительно стал мастером и обрёл внутренний покой, Аоши усмирил свой гнев, Сайто признал эту дружную команду, чтобы ни говорил, Яхико усвоил принцип школы Каору.
За глуповатой улыбкой, в его почтительных и вежливых манерах героя кроется мудрость, которую он приобрёл в странствиях. Под стать его воспитанию и романтическая линия – исключительно целомудренная и крайне трогательная, с постепенным осознанием того, насколько дороги они друг другу.
Слабых мест в произведении нет, разве что последняя часть, пожалуй, вышла самой напряжённой и захватывающей, но в целом интерес не падает при всём прочтении. Несмотря на серьёзные вопросы, поднятые в манге, она дышит оптимизмом – в рисовке, в шутках, в милых деталях, репликах персонажей.
Итоговый вердикт – читать всем в обязательном порядке.
|