World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - общая информация
 - тематические связи


 На других сайтах:
 - ANN
 - mangaupdates


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ru)
 - википедия (ja)


 Разное
 - Аниманга


 Для читателей
 - отзывы [4]
 - написать отзыв





вернуться на страницу «Королевская битва» | вернуться на страницу комментариев



hannibal0 | СА?: 1 год 4 месяца | отзывов 0, их сочли полезными 5 раз 2013.07.20

СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ!

Цитата: «Гулять – так гулять! Стрелять – так стрелять!»

Александр Розенбаум «Утиная охота»

– Товарищ комиссар, патроны кончились!
– Что значит «кончились»? Ты же коммунист!
И пулемёт застрочил с новой силой.

Старый советский анекдот, который многое объясняет.

Наконец-то ознакомился с пятнадцатитомной мангой Масаюки Тагути «Королевская Битва», созданной по мотивам одноименного романа Косюна Таками. Оба произведения попались мне на глаза одновременно, поэтому было особенно интересно с ними знакомиться, сравнивать, искать и находить различия. Но обо всём по порядку. Итак…

В некой альтернативной вселенной в Народной Республике Дальневосточная Азия ежегодно на отдаленном островке проводится Королевская Битва – Survival Game в чистом виде, и принимают в ней участие не закоренелые уголовники, сумасшедшие или маньяки, не бойцы спецназа или террористы, и даже не набившие оскомину звёзды шоу-бизнесса, а обычные школьники. О как!

Отправляясь на обычную экскурсию 42 ученика класса «Б» средней школы города Сироивы даже не догадывались, как радикально изменится их привычная жизнь. В автобусе школьники почувствовали легкое недомогание. Всем внезапно захотелось спать. Очнулись ребята в незнакомом месте, сидящими за школьными партами. У каждого на шее какой-то электронный прибор, наподобие ошейника.

Не дав никому ничего понять, какой-то добрый дяденька в окружении вооруженных солдат доходчиво разъясняет офигевшим в конец подросткам, что они стали участниками Королевской Битвы, которая проходит в этом году на небольшом островке, откуда в спешном порядке выселили местных жителей, и что нужно делать, чтобы стать Победителем. А правила этой Игры предельно просты:

Школьники должны убить друг друга. Из 42 учеников должен остаться один (или никого). Вот и всё. Никаких ограничений. Сам остров окружён сторожевыми кораблями – поэтому сбежать по морю нереально. Впрочем, есть и более убедительный аргумент, призванный угомонить самых непокорных – электронный ошейник; это, кстати, не только новейшее технологическое достижение Системы, призванное удержать игроков от побега. Это, если хотите, символ их несвободы, физическое воплощение неспособности подростков распоряжаться собственными жизнями. Но если кто-то всё же попытается сбежать или снять это средство контроля, компьютер автоматически его засечет и пошлет сигнал на его ошейник, и тогда, как любила повторять одна венценосная особа из сказки Льюиса Кэрролла, «Голову с плеч!».

Это круто, но дальше будет еще круче. Сразу после объявления начала Битвы класс тут же делится на «голубей» (или жертв, если хотите) – тех, будет рыдать/стонать/проситься домой, и «ястребов» (охотников) – тех, кто решил принять АКТИВНОЕ участие в Игре, чтобы спасти свою жизнь.

Волею судьбы трое школьников (два парня и одна девушка) объединяются, не желая принимать участие в истреблении своих одноклассников. Они верят, что вместе смогут найти выход и сбежать с острова. Итак, познакомьтесь с главными героями «Королевской Битвы»:

Сюя Нанахара. Спортсмен и музыкант. Поклонник запрещенного в стране РОКа. Идеалист. Не верит, что его одноклассники будут убивать друг друга, как это предписывают правила Программы. Даже видя, как число участников Битвы постоянно уменьшается, Сюя свою позицию не меняет, строго придерживаясь принципа «Человек человеку – друг, товарищ и брат». В общем, типичный персонаж, который хочет всех спасти, никого не убивая.

Норико Накагава. Добрая, заботливая, рассудительная. Тайно влюблена в Сюю. Признаться ему в любви не успевает, ведь с началом Игры можно думать только о выживании. Королевская Битва не дает расслабиться и не оставляет времени на сантименты, и горе тем, кто об этом забыл. В сюжете Норико активной роли не играет. Было бы нелепо ждать, что пятнадцатилетняя девчушка будет бегать по острову и расправляться с другими игроками аки заправский спецназовец. Тем более, этим и без неё есть кому заняться…хехе. Зато она скрашивает своим присутствием суровую мужскую компанию, демонстрируя лучшие человеческие качества, даже в условиях к этому совершенно не располагающих. Очень трогательно. Помимо прочего, у Норико есть и другая функция: прекрасная дама в смертельной опасности – а значит, у парней имеется идеальная возможность продемонстрировать свои рыцарские качества.

И, наконец, третий член этой странной команды – Сёго Кадава. Здравомыслящий, целеустремленный, решительный. Его роль в этой истории переоценить невозможно. За короткое время становится наставником, другом и защитником для Сюи и Норико. Сын врача, часто помогал отцу с больными. Его знание медицины не раз выручит команду из беды. Волк-одиночка по своей природе. Лишь в силу личных обстоятельств, а не по острой необходимости, решил присоединиться к Сюе и Норико. Только благодаря своевременному вмешательству Кавады их не убили в первый же день Битвы. Говорит, что, если ему удастся выбраться с острова, станет заниматься терроризмом, чтобы отомстить Системе, хотя тут же признаётся, что вряд ли это что-то изменит.

Мне особенно приглянулся этот герой своим циничным отношением к жизни, и таким понятиям как «дружба», «любовь», «справедливость» и т.д. Каваду можно отнести к «голубям», но очень условно. Он не станет целенаправленно искать себе жертв как Сома или Кирияма, но и покорно сидеть и ждать смерти он не будет. «Если враг не сдаётся, его уничтожают» – слова, написанные для Сёго, что называется, кровью. И если кто-то из игроков напал на него самого или члена его команды, не важно, по каким причинам – ответ будет адекватным и последует незамедлительно. Кавада не тупит, тратя драгоценное время, обдумывая, что ему делать. Каждое его решение, каждый шаг продуман, логически выверен и направлен на сохранение собственной жизни и жизней Сюи и Норико.

В романе, к сожалению, мы мало что можем узнать о самом Сёго. Кавада скуп на слова, а когда он пытается объяснить сложные процессы из области политики, истории, культуры, то получается коряво. Кроме того, многие вопросы, на которые хотелось бы услышать ответы, остались «за кадром», что тоже не вдохновляет. Но Масаюки Тагути решил исправить этот недостаток, поэтому в манге, в отличие от книги, даётся полное раскрытие прошлого этого персонажа, что есть громаднейший плюс. Многое из поведения Кавады становится понятным, а причины цинизма Сёго обретают ясность. Как же его становится жалко… Вот уж кто заслужил быть центром повествования, а не какой-то Сюя.

В общем, эта команда, состоящая из трёх очень разных людей, начинает бороться за жизнь на острове, где каждый миг может оказаться для них последним. Вся соль создавшегося положения в том, что даже если все трое дойдут до финала, кто-то непременно должен будет «уйти», чтобы освободить место Победителю. На что новоиспеченные игроки готовы, чтобы спасти свои жизни? Кто станет победителем Королевской Битвы в этом году? И главное, что восторжествует в конце – стремление остаться человеком не смотря ни на что, или желание выжить ЛЮБОЙ ценой?

Все эти и многие другие вопросы будут рассматриваться на примере 42 учеников. История каждого игрока рассматривается индивидуально. Нам расскажут о семье/друзьях/социальном статусе каждого попавшего на остров. Вот уж действительно, «страна равных возможностей»: под одну гребенку попали и хулиганы, и спортсмены, и отаку, и зубрилы, и просто обычные ребята и девчонки. Так и хочется запеть «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Развитие сюжета держится в основном на 6-7 героях, остальные скорее играют роль «фона» (просто по причине своей многочисленности), однако без них мы не имели бы такого разнообразия типов личностей и того взрыва страстей, что бушуют в груди этих пятнадцатилетних ребят. Да, кто-то «сломался», став убийцей, кто-то так и не смог или не захотел «переступить черту», но я категорически не приемлю самоубийства той парочки влюблённых в самом начале. С девушкой всё понятно – испытания, которые приготовила Игра, оказались ей не под силу, она сдалась без боя, но парень… Он даже не попытался спасти свою «вторую половину», переубедить её кончать счёты с жизнью, хотя именно любовь должна была вдохновить его на борьбу! Ведь даже Макбет говорил: «Зачем, подобно римскому безумцу, // Кончать с собою, бросившись на меч?// Пока я жив, разумнее губить// чужие жизни». Э-эх… К чему это я? Правильно, вот мы и подошли к морально-этической стороне произведения.

Центральная тема «Королевской Битвы», на которую автор постоянно делает упор – ДРУЖБА. Мало того, что делается это в обстоятельствах, которые этой самой ДРУЖБЫ не предусматривают в принципе, так ещё и подаётся это специфически.

Главным проводником идеи «Ребята, давайте жить дружно» является даже не Норико, а самый лучший, самый любимый, самый добрый спортсмен-рокер Сюя Нанахара. Вот Вы бы стали рассуждать о ДРУЖБЕ с одноклассником, который 5 секунд назад пытался Вас пристрелить из арбалета/зарубить мачете/нашпиговать свинцом ну или просто отравить? Нет желающих? А Сюя всё это делает постоянно. Нет, я, конечно, знал, что он спортсмен, но не до такой же степени! Если бы не Кавада, этого Кота Леопольда убили бы раз 12. Насколько реалистично этот Ганди ведет себя в атмосфере агрессивной паранойи и тотального недоверия – решайте сами.

Мне вообще не понятно: о какой дружбе может идти речь, ведь если ИЗНАЧАЛЬНО «Победителем может быть только один», то, значит, остальные неизбежно пойдут в расход. Эти несуразности и в книге мозолили мне глаза, а в манге так и совсем выглядят наигранно.

Ещё один момент. Может, опять же, я чего-то не понял, но, то ли у автора чувство юмора – чернее чёрного, то ли ему просто нравится убивать своих персонажей по одной схеме: только школьники (парами или наедине) осознают, что ничего важнее ДРУЖБЫ нет и быть не может, что только вместе они смогут спастись, как приходят «забойщики» вроде Сомы или Кириямы, и всё тут же превращается в кровавую кашу. Не особо напрягая спинной мозг можно навскидку вспомнить раз семь. А это, согласитесь, не очень красиво.

Надо отметить, что Кадзуо Кирияма и Мицуко Сома дважды являются врагами главных героев: во-первых, желая уничтожить их физически, а во-вторых, противопоставляя сплоченности Сюи-Норико-Сёго мораль «человек человеку – волк». Безжалостно отнимая жизни как одноклассников, так и собственных подельников, эти «сверхчеловеки» в конце концов неизбежно должны были сойтись в смертельной схватке, ведь в Королевской Битве есть место только для одного «ястреба».

Глядя на их «успехи» в деле истребления других игроков, ловил себя на мысли, что эти Потрошители (особенно Кирияма) проходили обучение где-нибудь в спецвойсках, а попав на остров, ждали только команды, чтобы начать крошить человечков направо-налево. Конечно, помимо этой парочки есть и другие «ястребы», но им до наших вивисекторов как до луны.

Что и говорить, образы злодеев получились яркие, запоминающиеся, а для кого-то и притягательные. Правда, нужно указать, что не обошлось без использования штампов и даже заимствований из кинематографа. Например, Кирияма, сын обеспеченных родителей, отличник, спортсмен, и одарённый музыкант, только попав на остров, тут же превращается в немногословного киборга-убийцу, чётко и эффективно выполняя программу уничтожения заданных целей. Едва ли за все 15 томов манги он произнёс слов 30, но впечатления от его «стиля работы» сильнейшие. Даже своим противникам он виделся то демоном, то терминатором. Жаль только, что карьеру игрока Королевской Битвы Кирияма начал с уничтожения членов своей банды. Убийца-одиночка это, конечно, круто, но возможны и другие варианты, обещавшие весьма неплохие результаты. Например, раздав оружие «шестёркам», организовать собственный Эскадрон Смерти. Хотел бы я посмотреть, КАК с таким противником справилась бы наша «правильная» команда!

Другой «ястреб» – Мицуко Сома – на первый взгляд кажется полной противоположностью Кириямы. Если он – «лёд», то эта дамочка – даже не «огонь», нет, «вулкан»! Очень сексуальная штучка! Эта Шарон Стоун одинаково хорошо использовала как разнообразное оружие (серп, пистолет), так и «основной инстинкт», и всё благодаря ангельской внешности. Но не стоит обольщаться и пускать слюни. Ведь если разобраться, Мицуко – просто другая сторона медали. Как и Кирияма, она без малейших колебаний приняла правила Игры, на её счету множество загубленных жизней, в том числе и её ближайшая подруга со своим парнем. Никаких душевных терзаний у Сомы нет и в помине. Зато есть хитрость, коварство, жестокость и наслаждение страданиями других людей. Натуральная маньячка. «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» – гласит древняя мудрость, по-видимому, совершенно не знакомая этой героине. Ведь, зная о неотвратимости наказания за совершенные преступления, её судьба могла сложить совершенно иначе. А так всё случившееся с Мицуко можно считать ярким доказательством того, что справедливость всё-таки существует.

Да, вот ещё что.… Всё время, пока читал мангу, не оставляло ощущение, что меня хотят заставить сочувствовать всем этим выродкам и убийцам. Мол, жизнь с ними жестко обошлась, и они превратились в кровожадных маньяков, но зато в глубине души… где-то очень, ну очень глубоко… Тьфу!

Кроме того, все эти травмы детства, неубиваемость главных героев, бесконечные патроны, детишки-маньяки с неизлечимым расстройством психики – штампы аниме и манги, которые лично меня уже до печенок достали. Нет, ну правда, всё это мы уже видели не раз и не сто. Смотреть ещё раз?!

Штампы – не единственный минус «Королевской Битвы». Идейное содержание тоже, на мой взгляд, мягко говоря, неоднозначное. Автор, наверное, сам запутался, что он хотел сказать. С одной стороны «Надо всегда оставаться человеком, не предавать друзей, быть добрым, не ставить себя выше других, помогать окружающим», а с другой – «Все люди – сволочи» и, как в том анекдоте, «Надо больше патронов». Судя по всему, в конце должна была восторжествовать гуманистическая идея, но за ТАКИМ количеством смертей, крови и кишок порой забываешь для чего, собственно, всё это нужно. А явное морализаторство в особо кровавых и жестоких моментах так и вовсе сбивает с толку.

По поводу финала: я все надеялся, что Кавада геройски погибнет, сражаясь с Кириямой, и Сюя, оставшись наедине с Норико, обнаружит наставленный на него пистолет. Девчушка, умываясь слезами, скажет, что она хочет жить и поэтому у неё нет иного выбора, кроме как пристрелить своего горе-защитника, что она и делает, становясь, таким образом, победительницей Королевской Битвы. А потом заплаканную и дрожащую Норико будут показывать по всем каналам, прославляя её «истинно самурайский дух» (вспоминаем начало манги). Круг замкнулся, история повторяет саму себя.

Почему именно так? Во-первых, мне казалось, не зря автор несколько раз повторяет, что, как правило, выживали именно девушки. Парни, наверное, не видели в них угрозу. А зря, инстинкт самосохранения у женщин высок как ни у кого. А во-вторых, было бы прикольно увидеть выражения лица Сюи, осознавшего, что он столько времени защищал Норико только для того, чтобы она пристрелила его ради спасения собственной шкуры.

Но, видимо, автор посчитал, что победы в Королевской Битве достоин не тот, кто больше всех старался (Кирияма), и не тот, кто её заслуживал (Кавада), а тот, кто ему, т.е. автору, по нраву. И чтобы совсем уж не расстраивать аудиторию и желая хоть как-то подсластить конец, перебирая разные варианты, остановился на самом нереалистичном.

Судите сами: инсценировав свою смерть, Сюя и Норико захватывают небольшое судно, при этом спеленав охранявших его солдат как младенцев (по книге Сюя их перестрелял, а в манге всё гуманно). Кавада, как всегда, сделал всю «грязную» работу, грохнув Инструктора Программы, и помер на руках рыдающих школьников, не забыв при этом толкнуть трогательную речугу, как он рад был иметь таких замечательных друзей. Н-дааа…

Далее следует эпилог, в котором рассказывается, как наши беглецы добрались до Большой Земли, скрываются от властей и готовятся к бегству из страны, чтобы отправится на родину РОКа; в США, естественно. Вот здесь и начинается принципиальное расхождение манги и романа. И дело не в том, что мангака изменил некоторые детали по сравнению с первоисточником, а в том, КАКИМИ он изобразил Сюю и Норико.

В эпилоге романа наши пятнадцатилетние герои выглядят повзрослевшими, серьёзными и крайне осторожными людьми, усвоившими все жестокие уроки проклятого острова. Они вооружены, всегда на чеку, и в обиду себя не дадут. Сюя – будущий революционер. Он ещё не знает, когда и как, но обязательно отомстит за свою искалеченную жизнь и всех жертв режима. А Норико – идеальная боевая подруга. И вместе они устроят джихад Системе, придумавшей Королевскую Битву. Но до этого ещё надо дожить.

Произведение, кстати, заканчивается на вокзале, где ребят засёк полицейский. Началась перестрелка и Сюе с Норико пришлось срочно ретироваться. Их дальнейшая судьба не ясна. Смогут ли беглецы осуществить свою мечту и успешно покинуть страну, или будут уничтожены Системой – неизвестно. Нам остаётся только пожелать им удачи.

В любом случае, настроение у нашей парочки самое что ни на есть боевое. Их ждут великие дела. Никаких причитаний или жалоб на несправедливую судьбу – только непоколебимая вера в свои силы и желание разрушить существующий порядок. Так сказать, В. И. Ленин и Н. К. Крупская в чистом виде. «Мы не остановимся, пока не победим». Этой ёмкой фразой заканчивается роман. На мой взгляд, лучше и не скажешь.

А что же в манге? Начнем с того, что эпизод с вокзалом полностью отсутствует. Норико без проблем звонит своей маме, чтобы попрощаться. Девчушка, видимо, совсем не опасается прослушивания телефонных разговоров (святая простота!). Собственно, есть такое ощущение, что наших беглецов никто особо и не ищет. Показали по «ящику» тридцатисекундный репортаж один раз, и на этом всё закончилось? Не верю. А где же погони, засады, перестрелки? Где чувство опасности, в конце концов? Ничего этого нет. Зато есть признания в любви, бесконечные слёзы и заверения Сюи в Счастливом Завтра (да уж, как был болтуном и мечтателем, так им и остался). В общем, при всей своей внешней прочувствованности, финал манги выглядит совершенно невнятно. И если кому-то акцент на романтику покажется оправданным, то я таким исходом дела был разочарован. Хотя кому как.

Вывод: Если Вы читали роман Косюна Таками «Королевская Битва», или смотрели одноимённый фильм, и он вам понравился, манга Масаюки Тагути специально для Вас! Здесь Вас ждут уже знаковые герои, но показанные с чуть другого ракурса. Много деталей в манге добавлено, изменено (особенно если сравнивать с фильмом). Тут и приключений больше и персонажи изображены ярче, да и раскрыты они глубже.

Должен предупредить: не каждому данное произведение придется по вкусу. Я бы не стал рекомендовать его любителям романтики, беременным и лицам, не достигшим совершеннолетия. Есть ещё один «минус»: манга есть только на английском, а владеют им далеко не все.

С другой стороны – лучше синица в руке, чем журавль в небе. Думаю, аниме по «Королевской Битве» можно не ждать, уж больно кровавой и откровенной получилась эта история.

Р. S. Я долго ломал себе голову, но так и не догнал, почему Битва называется Королевской? Вроде победители Королями не становятся, или как?

P. S. S. Если бы в наших школах ученик за разговоры на уроке получал от учителя не замечание, а нож промеж глаз – дисциплина была бы 100 проц.. Даю голову на отсечение.


+1Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.







Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура