Название фильма «Лиз и синяя птица» идет от названия музыкальной композиции, разыгрываемую в школьном оркестре, участницами которого являются главные героини. Композиция, в свою очередь, берет свое название от придуманной сказки, персонажи которой метафорично сравниваются с героинями фильма.
В истории нет резких поворотов, острых конфликтов или насыщенного действия; всё происходит размерено и последовательно. Некоторые могут упрекнуть «Лиз» в затянутости, но, по-моему, повествование нигде не провисает: тут на месте и развитие событий с раскрытием персонажей, и кульминация с небольшим катарсисом, и развязка со всеми точками над i. Чтобы не заскучать, надо настроиться на лад повествования и быть внимательным к деталям, благо тут есть за чем следить.
В центре внимания – две близких подруги, скромная и застенчивая Мидзорэ и жизнерадостная и общительная Нодзоми. Мидзорэ души не чает в своей единственной подруге, всюду за ней следует, напрямую говоря: «Куда Нодзоми, туда и я». В тоже время Нодзоми ей кажется неприступной и недосягаемой, той, которой не нужны другие. Для Нодзоми Мидзорэ загадочная и вечно витающая в облаках, но милая подруга. Однако чрезмерная отстраненность и немногословность Мидзорэ доводят до того, что впору засомневаться, близки ли они на самом деле.
Фильм показывает, как, несмотря на дружбу и исключительную доброжелательность, люди легко могут ранить непониманием, а излишняя привязанность лишает свободы. Впрочем, каждый может увидеть тут что-то своё.
Авторам удалось создать очень тонкую и красивую атмосферу, аккуратно передать переживания героинь и при этом избежать излишней драматизации. Каждую сцену наполняет множество деталей, выражений, движений, интонаций, оттенков и нюансов. И каждый приём гармонично добавляет свой штрих в образ того или иного героя.
Особое место здесь отведено музыке. Сами героини – участницы школьного оркестра. Тяга к прекрасному их свела и связала с одной стороны и стала камнем преткновения с другой. А в фильме, где музицирование играет не последнюю роль, и само музыкальное оформление должно быть на высоте. И да, оно на высоте! Звук здесь нечто большее, чем фон; он неразрывен с визуалом и является весомой частью повествования в целом. А в самый кульминационный момент заглавная композиция по-настоящему раскрывается и выходит по эмоциональному накалу на первый план.
Фильм мне, безусловно, понравился, но его как-то сложно порекомендовать. Классическая музыка и (само)рефлексирующие школьницы – не самая хайповая комбинация. Более того, произведение требует внимания; более полные впечатления у меня сложились только после повторного просмотра.
|