Лиз и синяя птица – это фильм, который передает восприятие и эмоции в отношениях благодаря движению и музыке. Наоко Ямада, экспериментируя и отталкиваясь от принципа дихотомии снова исследует темы коммуникации, любви и саморефлексии, убирая все лишнее. Такая невероятно простая история будто растворяется в эфире, превращаясь в всплески звука, цвета и ощущение движения. Это фильм, который надо только чувствовать, там нет морали, нет грандиозной идеи, соревнований, нарочито комплексных персонажей или фантастического мира. И при этом он поглощает, наполняет тело звуком и дарит какое-то непередаваемое ощущение, будто к чувствам персонажей можно прикоснуться.
Авторский состав проделал потрясающую, вдохновляющую работу, за которую хочется сказать спасибо.
Начиная от великолепного продолжения идей Ямады от композитора Кенске Усио. Каждый момент в звуке умышленный и продуманный; здесь звук и музыка это не поддержка, - это сама история, равноправная визуальной части. Звук здесь - основа основ; понимание персонажами центральной композиции фильма – это понимание своих отношений и самих себя, исполнение соло, в комплексе с его вариациями звучащими на всем протяжении, – это один из эмоциональных пиков фильма. Даже после последней совместной работы Усио и Ямады – поразительный уровень. И не забудем про цветные ноты, от которых отталкивался композитор, рожденные благодаря технике описанной ниже. Стоит также снова выделить работу композитора основного сериала Акито Мацуды, который сочинил удивительно красивую композицию для школьного духового оркестра Китаудзи.
Все, что касается визуальной части – это фильм от Kyoto Animation под руководством Наоко Ямады. Выполнен на высочайшем уровне, вплоть до любимой виньетки с небольшим названием в начале и в конце фильма. Сам же фильм делится снова на две составляющие: это история из книги, которая легла в основу заглавной композиции, выполненная в чудесной акварельной технике и сопровождающаяся другим дизайном персонажей; и основная канва, которая должна была передать ощущение света проходящего сквозь толстое стекло и она этого добивается. Кроме этого есть очень интересные моменты воспоминаний, выполненные также в акварельной технике, но другой по подходу, которые являются, наверное, наибольшим экспериментом Ямады с передачей зрителю внутреннего ощущения персонажа. И, конечно, работа с символом фильма: синей птицей, которая анимировалась с помощью техники, знакомой почти каждому, а именно: когда на одну половину листа наносилась краска, потом лист складывался пополам, и птица обретала два крыла - сама техника переплетается с идеями фильма, когда две разных половины в момент становятся единым целым.
Новый дизайн персонажей для фильма, от Футосии Нисии очень чистый, тонкий, работающей с пластикой тела и приближенный по пропорциям к реальным людям. Красивая игра с масштабами и формой, работа с тем как выглядят глаза, а на них будет много внимания, передача ощущения настоящих волос с их комплексностью, а эти ноги и юбки! Анимация под его руководством - это игра на небольших акцентах, это летящие ткани, это живое движение.
Работа с цветом и светом в фильме создает ощущение эфемерности и какого-то течения по воспоминаниям, ностальгического чувства. Красивая, берущая цветом и светом раннего утра самого начала весны, прохладная и которая, при этом, обходится минимумом необходимого, максимально заливаясь теплотой только в самый подходящие моменты. Удивительно, как такой минимализм – это одна из самых потрясающих работ в этом году и более. Сказочная же часть – яркая и нежная, полная акварельных тонов, без выраженных эффектов, но при этом не сильно контрастирующая с остальной частью фильма, оставаясь в пределах его тоновой гаммы.
Наверное, этот фильм далеко не для всех. Тут нет ничего, он простой, без яркой структуры, все события происходят внутри школы и сам по себе он напоминает японский артхаус. При этом он невероятный, уникальный, уверенно использующий каждую идею и подход, и обязательно найдутся те, кто посчитают этот фильм аудио-визуальным шедевром.
Сам фильм опосредовано относится к франшизе Hibike! Euphonium и просмотр двух сезонов безусловно обогатит восприятие фильма благодаря знакомству с персонажами, но фильм работает и автономно, поэтому легко можно знакомится с ним и так.
Я же буду надеется, что эксперименты Наоко Ямады продолжаться, что она снова будет вести свою команду нехожеными тропами, пусть не всегда встречая на пути ожидания зрителя в массе, но радуя поклонников своим узнаваемым почерком. Что будет больше вот такой повседневности. Что такие фильмы мне и другим зрителям удастся видеть чаще на большом экране.
|