Древняя легенда гласит, что каждый, кто отведает плоти русалки, обретет бессмертие.
Но она умалчивает о том, что следует за этим.
Итак, «Лес русалок», вещь довольно старинная, не слишком-то известная и облагороженная именем заслуженной мангаки Румико Такахаси. Хотя, боюсь, что людей привлеченных последним фактором, это произведение могло бы и огорчить. Нет, талант, как говорится, не пропьешь, и фирменный почерк Такахаси-сан виден и здесь: как в милой угловатости и большеглазости лиц персонажей, так и в пристальном внимании к внутреннему миру героев. И, тем не менее, аниме это для нее нетипичное, одинаково далекое как от фантастических молодежных комедий вроде «Инуяси» и «Ранмы», так и от житейских историй в духе «Особняка Иккоку» и «Театра». «Лес русалок» - это мистика. Это хоррор. Но в первую очередь это драма.
Солидный возраст «Леса русалок» чувствуется буквально во всем: плохонькой графике и отвратительной анимации; жестокости и скупости диалогов. Здесь не стесняются ни обнаженного женского тела, ни разливающихся рек крови, не стремятся к дотошным объяснениям, не темнят, не пытаются придать глубокомысленности. Она тут и так есть, не выпячиваемая наружу, но образующая невероятно целостную картину. Бессмертие. Дар или проклятие? Столетия ведутся дискуссии, не приводящие ни к чему, может, потому что никто из спорщиков не представляет, о чем говорит. Для каждого из героев «Леса русалок» бессмертие оборачивается чем-то своим: для главного героя Юты это невероятно долгий и бесконечно утомительный пятисотлетний цикл смертей и воскрешений; для его молоденькой подружки Маны – нечто вроде забавной игры; для Товы – неутихающая, сжигающая боль, физическая и душевная, замкнутый круг из страдания и ненависти, сделавший из девушки монстра, одержимого жаждой мести. Удивительным образом вплетается в канву тяготеющего над героями проклятья тема близнецов, двух половинок единого целого. Две девочки, две девушки, два одинаковых лица и, зачастую, две схожие судьбы. Но что если одна из них застывает в своей бесконечной юности? На первый взгляд она может показаться счастливицей, но так ли это на самом деле? Отвергнутая от мира, замкнувшаяся в своей боли, что, кроме зависти к сестре, может испытывать она, лишенная радости замужества, материнства, счастливой старости?
Здесь нет ни героев, ни злодеев. Такие понятие как «положительный» и «отрицательный герой» к «Лесу русалок» неприменимы, это история о людях, у каждого из которых своя правда. Легко осуждать Тову, готовую идти на убийство ради достижения цели, или ее малодушную сестру Саву, или с молодости влюбленного в Тову доктора, ставшего соучастником преступлений. И также легко их понять, что, как известно, означает простить. Куда меньшее внимание уделено формальным главным героям, возможно, ввиду того, что это экранизация лишь кусочка манги, и все же они предстают перед нами живыми людьми, а не схематичными образами. Безмерно уставший, умудренный годами Юта, из-за юношеской глупости обреченный на вечное существование, и неопытная наивная Мана, до конца не осознающая своего бессмертия. Пока время для нее не приняло новый оборот, и она не понимает, почему нельзя взять с собой котенка (жизнь которого, для Юты, лишь мгновение). Ей лишь предстоит свыкнуться с новой ролью, отсюда и ее жизнерадостность, заставляющая улыбнуться и ее невеселого друга.
Все действие «Леса русалок» зиждется на красивой легенде, но это аниме не о мистических морских красавицах, а о людях, недолговечных и бессмертных. Старое аниме, продолжительностью менее часа, затрагивающее сложные, тонкие темы и, верите или нет, вполне раскрывающее их. Жестокое, откровенное, красивое, загадочнее и очень честное. В лучших традициях и не имеющее аналогов.
Вы жаждете вечной жизни, любой ценой? В мире аниме это сделать нетрудно, достаточно лишь небольшого кусочка русалочьей плоти, хотя вы рискуете погибнуть или остаться калекой, но ведь оно того стоит. Стоит?
|