«Крушение веры в завтрашний день – пожалуй, самое страшное в угрозе стихийного бедствия».
(из ненаписанной книги: «Основы выживания нации в условиях персональной трагедии одной единственной семьи).
Как-то не складывалось у компании «Bones» с неформатными сериалами. Вечно они оказывались, впрочем, не без веских на то оснований, мало обласканы зрительской любовью. И «Планета Короля Зверей» с качеством рисовки гораздо выше среднего, и «Человек-череп» остались быть где-то пятым с краю в групповом снимке многодетной семьи. А второй сезон «Темнее черного» вышел самым спорным проектом 2009/2010 года.
Отчасти эта самая неформатность и играла с вышеуказанными работами злую шутку. Где-то не докрутили сценаристы, отчасти переиграли статисты. Да и по «Токийскому 8-ми балльному» хорошо заметно, что порой лучше меньше, но лучше, а излишние серии как не урезай – все равно изыскиваются.
Тема, выбранная создателями «Bones», то есть вторжение сокрушительных сил стихий в судьбы людей – следует признать, не особо растиражирована в японской анимации. Вот фильмов о нависшей угрозе существования хватает, и постапокалиптика тоже исхожена тысячами истоптанных троп.
Однако сам процесс превращения обыденной (т.е. скучной, для типичной девочки переходного возраста Мираи, с ее характерными проблемами и проблемками свой среднестатистической семьи) -жизни в драму потерь и сердечной боли, как тут ни крути, исследован и экранизирован ничтожно мало.
Особо следует отметить, опуская излишние в данном случае каламбуры о фильмах-катастрофах, о том, что японские аниматоры пошли своим азиатским путем иллюстраций последствий грандиозного разлома, не столько даже тектонических плит, но характеров персонажей своего произведения. Создатели, без мудрствования лукового, показали в своих героях и эволюцию, и прогресс взглядов на этот, порой такой нестабильный, окружающий мир. Экстремальные условия землетрясения заставляют быстро повзрослеть и отказаться от ребяческой безответственности, и заодно стремлений перенести вину за выпадающие трудности на ближнего своего.
Рушатся в ««Токийском» не только торговые центры, мосты и знаменитая Телебашня. Во время разгула стихий тяжкие испытания выпадают на крепость семьи, своего дома и всего остального, что делает из-за дня в день привычным окружение и среду обитания - в поле борьбы за выживание. Превращает школьные спортзалы во временные морги, а причалы паромов в место для манифестации людских инстинктов, далеко не всегда только гуманных.
Потому-то никаких эффектных пролетов самолетов сквозь рушащиеся небоскребы навстречу взрывающимся электричкам не будет. И порой изображение сейсмических толчков сведется к древнему со времен немого кино, немудреному операторскому приему – колебанию камеры.
Примерно до шестой серии качество рисунка и анимации в сериале оставляет желать много лучшего, и это от проекта «Bones». А шагающие на заднем фоне трехмерные фигурки будут выглядеть как роскошь - на фоне общей кривизны и примитивизма в обрисовке.
Благо, в дальнейшем, продюсеры все-таки раскошелились, и экономия на всем станет скуднее, а анимация все же куда богаче. Пусть мимика героев, на протяжении всех серий, оставалась анатомически малодостоверной, а движения их тел - подчас трудно выполнимыми. Зато в качестве компенсации, в сериале хватает мизансцен, которые в своей убойной простоте заставляют на минуту нажать на «Stop». И после глубоко задуматься так насколько же бывает обескураживающим горе, и даже теоретически, смерть твоих близких и родных.
Завязка сериала проста как рисунок первоклашки, и так же обезоруживающе доходчива. Мираи Онодзава и ее маленькому брату Юки, приходится столкнуться с хрупкостью представлений о надежности и неизменности «серых будней». Истинной ценой летних экскурсий, и круглых тортов на днях рождениях у их вечно загруженных и затюканных работой родителей.
«Токийское восьмибалльное» - вовсе не героическая одиссея, герои просто пытаются выжить и вернуться домой. Даже если при этом они помогают кому-нибудь, показной идеализации и наносного пафоса в сериале, к счастью нет.
Сериал вовсе не «роуд-муви», и не познавательный квест. Кто-то: спасатели, врачи и пожарные выполняют свою работу, без суеты и митингов волонтеры раздают рамэн и одноразовые туалеты, а незнакомая женщина помогает детям не сгинуть в хаосе и давке. Сделать образ Мари Кусакавы живым и ненадуманным, несомненно, большая заслуга аниматоров, ярко положительные персонажи редко когда драматургически выглядят хоть сколько-нибудь жизнеспособными.
Детям достаточно быть детьми (пока у них еще время капризничать и дуться на самих себя), и задавать вопросы, на которые порой почти невозможно точно ответить. Со взрослых спросится больше, ведь надо, до самого конца, поддерживать как не было бы больно и трудно, живительный огонек веры в лучшее. Не дать зачахнуть очагу уюта для тех, кого вызвался оберегать и надеяться, что мимо твоих собственных детей, попавших в беду, так же кто-нибудь не пройдет мимо.
Незамысловатость странствий детей, со своими походными трудностями, грустными открытиями и печальными откровениями, достижениями и преодолениями, себя, своей душевной неподготовленности и телесной усталости – изображенное в сериале не требует иных чувств от зрителя, кроме как участия и сострадания.
Можно, конечно, было сделать и накал страстей в течение ряда серий гораздо более взвинченным, и безумия страха, глубину пропасти отчаянье безмерным, показать и животный ужас паники, мародеров и прочие непотребства. И придраться к маршруту возвращения и географии разрушений. Но смогло ли бы после этого так больно ударить по сердцу то, к чему пришли герои сериала, вопрос весьма неоднозначный. На что нам, зрителям создатели не раз и не два намекали, но мы, как и герои, не могли перестать надеяться.
Быть может благодаря таким людям как Мари, и старичку, раздающему минералку, Япония, да и весь остальной мир не потеряет все человеческое, что было накоплено с момента изобретения колеса до часа изготовления спасательных роботов, способных одной клешней поднять 2 тонны веса.
|