Медленно, изысканно, печально, как поцелуй осеннего ветра на щеке, как дрожащие звуки японского кото. Закрыть книгу, перевернув последнюю страницу, досмотреть гаснущие на экране титры... и вернуться в этот шумный мир.
В "Повесть о Гэндзи" нужно умудриться "попасть", как-то все должно сойтись, и настроение и время, может быть, даже время суток. И тогда - не отпустит. Тонкая, как утренний туман печаль, и ощущение, что, вот-вот, откроется то самое пресловутое "моно-но аварэ". А, вдруг, в прошлой жизни..
Фильм, действительно, получился красивый и соответствующий источнику. Первая книга произведения дамы Мурасаки - самая романтичная, когда Гэндзи был еще юн, постоянно увлечен то одной дамой, то другой, но тайная любовь к Фудзицубо определила его дальнейшую жизнь. Как замечательно тонко передали лейтмотив романа о красоте и бренности мира, во многом благодаря замечательному дизайну персонажей (о, я обожаю Амано! ). Невероятно любовно воспроизведена атмосфера галерей, полутемных покоев и многослойных занавесов старинных хэйанских дворцов. Никакой стилизации "под старину", только попытка оживить выцветшие иллюстрации к тексту рукописи.
Неторопливый ритм фильма нарушают всего несколько сцен, где динамика действия подобна тонкому резкому звуку флейты, а потом опять, - созерцание и шорох шелковых рукавов, и полный медитации танец принца Гэндзи, которым заканчивается это аниме.
Единственным недостатком можно счесть то, что не прочитав роман, не понять сюжета фильма, даже возлюбленных Гэндзи трудно различить. Но, сняли его не для нас, а для японских школьников, которые в курсе происходящего на экране, да и этот недостаток можно легко исправить, если взять в руки повесть Мурасаки Сикибу.
|