World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (104)
 - компании (2)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema


 Сайты (рус)
 - fansubs


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
yasashisa yori
linali
SnowWhiteQueen
Contributor



вернуться на страницу аниме «Владыка скрытого мира» | вернуться на страницу комментариев



Keytee | СА?: 8 лет 8 месяцев | отзывов 40, их сочли полезными 833 раз 2009.04.20

Вот уж не ожидала откопать в далёких глубинах рейтинга такое сокровище, как «Nabari no Ou». И, начиная просмотр, я даже представить не могла, что вскоре назову это аниме в тройке моих любимых. Впрочем, это была далеко не единственная приятная неожиданность, которую подготовило мне «Nabari no Ou», а лишь одна из многих.

А ведь начиналось всё так традиционно, по-сёненски! Но вот именно, лишь начиналось. Люди, которые сравнивают это аниме с «Наруто», вряд ли посмотрели дальше нескольких первых серий. Не стоит путать стёб (вспомним очаровательнейшую «Технику человеческой хитрости» Михару, которая, между прочим, природы абсоютно немистической) и похожесть. Начало действительно проходит в лёгкой комедийной манере, приправленной атрибутикой ниндзя (кстати, юмор здесь совсем не глупый, а парочка несколько яойных шуток всерьёз восприниматься не должна). Но потом, когда наступает самая настоящая драма, понимаешь, что сериал совсем-совсем не об этом. Что разные «запретные техники» представляют собой лишь средства, чтобы выразить характеры и мотивы персонажей, определённые идеи. Что мистическая сила, запечатанная в главном герое — лишь способ обнажения желаний окружающих людей, который побуждает их действовать и открываться нам. Что в первую очередь сериал повествует о человеческих взаимоотношениях, и зачастую типичные анимешные шаблоны здесь оказываются опровергнуты — в «угоду» человечности.

О да, новых и интересных идей в этом аниме достаточно много, и нам не раз предложат взглянуть на уже привычные ситуации по-новому. Месть — не оправдание для бесчестных поступков. Деление на «своих» и «чужих», исходящее не из связи человека с человеком, а из общности целей — непрочно. Те, которые на данный момент преследуют одни с тобой цели, могут быть гораздо менее разборчивыми в средствах, чем твои теперешние враги. Пресловутую «Силу» совершенно необязательно использовать. И так далее. Но эти идеи характерны больше для первого этапа сериала, когда основной категорией являются не взаимоотношения двух вместе взятых людей, а скорее описывается картина в целом, вплоть до политической карты мира Набари — кто против кого дружит и что замышляет, периодически переходя к активным действием. В данный момент события разворачиваются вокруг Михару, который, совершенно не желая того, оказался носителем Шинрабансё, абсолютной мудрости в образе «Феи», обладающей уникальной мощью, что способна менять мир как в пространстве, так и во времени. Все связи с иными персонажами иллюзорны, поскольку те плетут паутину своих мотивов и поступков не вокруг самого Михару, а вокруг силы в нём, поэтому люди, которые при начальном раскладе оказались его союзниками, совершенно необязательно будут ими в дальнейшем. Но кроме корысти, может быть что-то ещё. И это самое «что-то ещё» вскоре поменяет приоритеты в сериале. На смену придёт история о трогательной связи двух исстрадавшихся душ, о двух заговорщиках против всего мира. Центром внимания становится уже не столько Шинрабансё, дремлющее в Михару, сколько личность ещё одного человека, которого я с полным правом могу назвать вторым главным героем этого аниме.

Йоите, горюшко наше, средоточие всяческих страданий, человек, который всерьёз убедил себя, что его желание — не существовать, умирающий, разлагающий заживо морально и физически на всём протяжении сериала, - как я ошибалась по его поводу, когда только начинала смотреть «Nabari no Ou»! Поначалу мой вердикт был весьма жесток: «Он эмо, каких много сейчас. Жалуется, что ему плохо, хочет смерти, - но предпочитает видеть исключительно негатив, в упор не замечая того, что с ним и его рефлекиями буквально няньчатся. Эгоист и вообще сам виноват. Хотя его несчастный вид способен тронуть даже каменное сердце, это да». Как показали дальнейшие события, я была во многом несправедлива по отношению к нему, и на самом деле всё куда сложнее и запущенней.

А потом встретились «два одиночества».
Начавшись в привычном уже для зрителя ключе «союз из-за общности целей», отношения Йоите и Михару очень быстро перешли в «связь из-за общности душ». Поэтому вокруг этих двоих начнут твориться невообразимые события, когда все остальные персонажи будут активно менять по отношению к ним и друг другу ярлыки «свой» и «чужой», вовсю разбираясь с обственными с целями и мотивами, - а Йоите и Михару окажутся особняком. Йоите — единственный, кто есть у Михару, Михару — единственный, кто есть у Йоите, пусть даже это и не сразу осознаётся. И впрямь, если насчёт Михару фактически сразу понятно, что для него в их обещании друг другу важна сама помощь Йоите, а не желание избежать наказания за отказ, то со вторым всё сложнее. Нам практически ни разу не покажут прямым текстом, что лежит у более или менее главных персонажей на сердце. То, что говорят о них другие персонажи — это их личное мнение, которое может быть в разной степени приближено к действительности, но никак не истина в последней инстанции. Фактически, то, что для Йоите постепенно стал значим сам Михару, а не сила в нём, как способ исполнения желания, твёрдо будет понятно лишь к концу сериала, но и на протяжении всего аниме будут зацепки, дающие нам понять это. Удивительно, но «Nabari no Ou» - очень продуманное аниме, в нём может быть значима любая, даже самая мельчайшая деталь. Замечать подобные детали и интерпретировать их, а потом постепенно убеждаться в своей правоте - истинное удовольствие. Впрочем, это удаётся только в случае с психологией персонажей, и то далеко не всегда, тут нас ждёт очень много неожиданностей. Фактически ко всем вещам, которые предугадываешь, тебя постепенно подводят, делая намёки на них всё более и более очевидными, так что к моменту, когда секрет должен раскрыться, он уже не позиционируется, как секрет, и невозможно понять, догадался ли ты об этом сам, или просто тебя так искусно «вели» с самого начала. Не буду говорить о конкретных сюжетных перипетиях, приведу другой пример: постепенное усиление сравнений Йоите с полубездомным больным котом, которые поначалу очень косвенны, а на протяжении аниме становятся более и более явными, пока не становятся совсем наглядными. Сюжет здесь отличается удивительной закрученностью и непредсказуемостью, кажется даже, что для создателей нет ничего святого, кроме «отношений души», потому что они замахиваются на столь неприкосновенные для большинства аниме вещи, как разделение на «плохих» и «хороших», на «своих» и «чужих», которые меняют свои определения не только по отношению к устойчивому союзу Михару и Йоите, но и друг к другу.

В том, что это никоим образом не сёнен, мы уже разобрались. «Сёнен-ай» или не «сёнен-ай», вот в чём вопрос. На который я склонна ответить отрицательно. Любовь бывает разная. К родственникам, к друзьям, к Родине, к Богу, к своему домашнему животному, к интересной книге, к вкусной еде... Раз уж она трактуется столь широко, то почему духовную близость и отношения, когда двое есть друг у друга, важны, дороги и необходимы друг другу, и имеют особую общность и связь, - нельзя назвать любовью? Но вот «яоем» и «сёнен-аем» отношения Михару и Йоите называть неправильно, потому что подобное толкование предполагает не только «люблю», но и в какой-то мере «хочу» - и это непременное условие, как, кстати, и в случае любви мужчины к женщине. Только в яое на этом «хочу» сделан акцент, а в сёнен-ае это завуалировано, вот и всё. Ничего подобного в «Nabari no Ou» нет и в помине. По крайней мере, между двумя персонажами мужского пола.

И без всякого сёнен-ая взаимоотношения Михару и Йоите — это нечто особенное, невероятно трогательное и какое-то очень болезненно-странное. Потому что они похожи внутренне друг на друга, только один более морально искалечен, чем второй, - а мир вокруг чужой, равнодушный. Конечно, у Михару есть бабушка и неблизкие знакомые, а у Йоите — человек, которому он небезразличен, но всё же все эти люди — они _другие_, и чувствуют совсем иначе, а думают в иной манере. Они словно из других миров, а у Йоите и Михару — свой. Хотя постепенно эти миры и начинают взаимопроникать...

Разговоры обоих, особенно в самом начале знакомства, напоминают театр абсурда, и за этим очень завораживающе наблюдать. Например — воспроизвожу из памяти диалог, когда Михару обнаруживает Йоите в узком, сантиметров тридцать, промежутке между домами:
- Ты застрял?..
- Я скрываюсь.
- Тогда мне, наверное, тоже следует спрятаться?..
- ...Я думаю, не стоит.
- А, кстати, привет.

Потом таких разговоров становится меньше. Пребывая вместе, они могут подолгу молчать, потому что им не нужны слова, ведь итак всё понятно. Диалог между ними становится необходим только в важные моменты выбора, на сюжетном распутье. А это, согласитесь, несколько иной тип разговора. Кстати, я бы ещё сравнила их взаимоотношения с теми, которые бывают между близнецами, пусть эти двое и не кровные родственники, но многие признаки сходства налицо.

На отношениях Михару и Йоите, как центральных персонажей, вокруг которых плетётся сеть взаимоотношений других людей, сделан особый акцент, но остальные являются ненамного менее значимыми. У каждого из них свои собственные судьба и система взглядов и жизненных ценностей, и они находятся в беспрестанном раскрытии и развитии.

Есть у меня что-то вроде навязчивой идеи — я образы впечатливших меня личностей в аниме мысленно представляю себе в виде разного рода кристаллов. Это аниме добавило немало в коллекцию, и особенно среди них ценен образ Йоите. Его я могу сравнить с углём, который, почти безжизненный внешне, непроницаемо-чёрный и холодный, где-то внутри ещё теплится, не желая угаснуть вовсе. Хрупкий, рассыпающийся на глазах уголёк, владелец которого хочет рисовать им, что вздумается, оставляя отпечатки и угольную пыль на всём, чего касается своим поначалу послушным инструментом. И каждое использование стачивает уголёк, и он стирается всё ощутимей, и скоро настанет время, когда он разрушится так сильно, что им невозможно будет работать — и он будет выброшен за ненадобностью. Пока не найдётся тот, кто его подберёт и увидит, что рисовали не совсем погасшим... Но вновь разжечь его уже невозможно, и остаётся лишь поддерживать по мере сил последнее призрачное тепло, понимая, что момент полного угасания при естественном ходе вещей неизбежен. И ощущение того, что время истекает, в этом аниме передано очень хорошо.

А ещё в «Nabari no Ou» определённо есть что-то от произведений КЛАМПа, какое-то особенное торжество человечности и человеческих взаимоотношений над бездушным и шаблонным, пусть оно далеко и не так всеобъемлюще и последовательно, как там. Вера в лучшее и настоящее в человеке здесь небезгранична, как и любовь и трепетное отношение авторов ко всем персонажам без исключения, «созданиям большим и малым». Но всё же, всё же... Если вам нравится КЛАМП, то вам сюда.

А ещё тут очень человечное окончание, я бы сказала, лучшее, которое возможно было. Но принять его поначалу очень тяжело. И всё же концовку я считаю одной из лучших, которые я видела в аниме. Всё закончилось так, как должно было быть. Это действительно нужно видеть, ощущать, сопереживать. И когда мы видим последние кадры, то понимаем, сколь ценен был сам путь, который преодолели персонажи, Йоите, прежде чем прийти к этому исходу. А ещё это очень-очень красиво.

Я осознаю, что в аниме «Nabari no Ou» довольно много недостатков, которые можно обнаружить, поразмыслив здраво, но они сполна перевешиваются тем, что может это аниме дать своему зрителю. Так оказался на вершине «Код Гиасс», а «Владыка Скрытого мира» остался почему-то глубоко позади... Наверное, дело в предубеждениях. А жаль, ведь они мешают понимать, воспринимать и сопереживать...


+75Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура