World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (92)
 - компании (2)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры
 - саундтрек


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Russell
UNV
TotalY
p0pwax
Noun
Contributor
Kibernavt
LMB 10000
galaxylight
TheFox



вернуться на страницу аниме «Кибер-виток» | вернуться на страницу комментариев



Nausica | СА?: 10 лет 6 месяцев | отзывов 142, их сочли полезными 1885 раз 2010.08.24

Всячески толкуют, со всех сторон рассматривают «Кибервиток». Как гимн уходящему детству и незаметно, но неовтратимо приближающейся молодости. Как довольно острую социальную антиутопию, заставляющую задуматься над издержками всепобеждающего прогресса. Как очередное сочинение о духах и потустороннем мире, разве что поданное под соусом киберреальности, благо японцы очень трепетно относятся к своему фольклору и замаскировать, если надо, его могут как угодно и под что угодно.

Ужастик, (ани)матрица... И всё это правда, потому что любое произведение хотя бы немного посложнее американского боевика можно интерпретировать как минимум двумя (не обязательно взаимоисключающими, кстати! ) способами, выбирать разные углы обзора. А вот я скажу: это произведение о любви! Не только о ней, но о ней в первую очередь, как бы незаметно и деликатно это ни подавалось.

Честно говоря, после первой серии терзали смутные сомнения, стоит ли продолжать дальше. И тому причина — младшая сестра главной героини. Сестёр явно списывали с тоторовских Мэй и Сацуки, но если старшая своим добродушием и чистосердечием ещё может потягаться с миядзакиевскими девочками, то младшей далеко до Мэй. Кому-то не нравится малышка Чибиуса из «Сэйлормун» или Мария Усиромия из «Когда плачут чайки?» Полноте, по сравнению с Кёко они верх безобидности, к тому же у них были веские причины вести себя так, как они вели. А вот девочка, достаточно взрослая, чтобы понимать и говорить, и в то же время намеренно наступающая кому-нибудь на ногу просто так или вообще, узнав, что что-то влечёт для остальных большие неприятности, делающая это... Вот это уже повод призадуматься.

К счастью, потом это отходит на второй план. А фокус смещается на внутренний мир Юко Оконоги и её окружения, одноклассников, приятелей, соперников. И вот тут-то и начинает выявляться главный ( по крайней мере, для меня ) пласт — любви, привязанности. Казалось бы, разве не инстинкт игры и честолюбие движут всё действие? Ага, щас. То-то Харакену выговаривают и Некомэ, и тётушка, когда он пытается выдать своё расследование за нечто не связанное с его сердечными переживаниями. Юко Амасава сначала вылитая леди-босс, пусть и из начальной школы, вот только что скрывается за столь суровым фасадом? А с Ясако и так всё довольно скоро понятно, почему ей так хочется найти таинственного 4-4-2-3.

Любовь здесь самая разная, от родственных чувств до романтики. Любовь-память, щедро подперчённая чувством вины и импульсом вернуть ушедшего «туда». «Любовь, похожая на сон» у Ясако: та даже не помнит, «а был ли мальчик», хотя девочкам, конечно, в таких случаях всегда хочется, чтоб был. Первая любовь... где-то в шесть лет, а что, такое вполне бывает, вспомните себя в этом возрасте. Кто сказал, что эта любовь менее настоящая? Она может вызывать в душе не меньшую бурю, чем у взрослых, и как и во взрослом чувстве, проявляются и положительные эмоции, и отрицательные. Ревность, обида могут быть настолько сильны, что бередят душу и намного позже, толкая на необдуманные поступки. Зато флешбеки о том времени вдвоём отзовутся таким сладким томлением в сердечке.

О сцене разговора Ясако с Харакеном на фоне освещённой тёплыми вечерними лучами стены я и не скажу, это надо видеть. И слышать. Музыка там вдобавок под настроение, акварельная, пусть так обычно говорят о графике. Графика, впрочем, тоже акварельная. Думаю, это один из лучших эпизодов во всей анимации вообще, цепляет неимоверно.

Другой пласт этого аниме — символический и мифологический . Честно говоря, похоже, что воздействует эта вещь на зрителей не только детскими мордашками, хоть часто и очаровательными. А в том числе и не в последнюю очередь с помощью архетипов, символов, ёмких образов, укоренённых у людей в подсознании и знакомых у разных народов. Об отображении здесь японских древних поверий и представлений сказали уже много и хорошо. Чего стоят одни только метатэги, которыми можно и исцелять, и сражаться, мне при этом вспомнилось, как Аптекарь из «Аякаси» и «Мононоке» бумажками эффектно запечатывал духов.

Только ещё и кое-что неяпонское в голову пришло при просмотре. Не удивляйтесь, но сравню с Урсулой Ле Гуин. Портал в мир иной, пугающая брешь в ткани мирозданья. Всклокоченные тёмные тени, как будто сгустки самой пустоты, тянущиеся к тебе руками зомби. Вам ничего не напоминает? Мне лично напомнило «Волшебника Земноморья»: юношу, нарушающего запрет на разделение миров, страшную Тень, которую он невольно выпускает на волю. Очень характерный мотив для древних сказаний — совершающий неосторожное деяние герой с последующим квестом во имя, так сказать, ликвидации последствий. И этот приём вплетён сюда весьма удачно. Выводы? Просты. Какой бы ни был хай-тек, а от мифопоэтической образности людям далеко не уйти!

С символическим пластом здесь связан ещё и лингвистический. Две основных героини, у обеих имя Юко. Только у Оконоги первый иероглиф имени соответствует прилагательному «ясасий» - «мягкий, нежный». А у Амасавы прилагательному «исамасий» - «смелый, отважный». И прозвища, соответственно, Ясако и Исако, и самое ценное, что героини им соответствуют. Одна мягкая и невинная девушка, другая смелая и решительная, обе взаимно дополняют друг друга. Опять вспомнилась Ле Гуин с её Истинными Именами, отражающими подлинную сущность человека. Да ещё и история получения девочками прозвищ так умело ввёрнута в общий сюжет, что остаётся только аплодировать создателям.

Графику отмечают многие, особенно тоновое решение. И правда, цветовая гамма приглушённая, но довольно приятная. Болотисто-зелёные деревья, серовато-землистые дороги и здания, золотисто-охристые закаты умиротворяют взгляд. От себя добавлю, что дизайн персонажей у меня больше всего вызывает в памяти «Токийское восьмибалльное». (Там, кстати, и настроение схожее, и тема прощания с дорогими ушедшими тоже.) Нет буйства и разноцветья волос и глаз, и это только в плюс! Зато, приглядываясь к персонажам попристальнее, начинаешь различать разные оттенки коричневого и... чёрного. Да будет известно, что с художественной точки зрения чисто чёрного цвета не бывает, тот чёрный с синеватым отливом, тот с коричневатым.

Смотрите «Кибервиток», вдруг когда-то и вам нужно будет окликнуть близкого человека, чтобы вернуть его из тумана виртуальности к теплу живых сердец человеческого мира.


+16Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура