Дорогие модераторы! Если вы считаете, что это спойлер - напишите, пожалуйста, мне, вычеркну сюжетные линии! Ну интересно же будет людям про культуру и мифологию Японии почитать, откуда у чего уши растут!
Как только девочки побежали прятаться от антивируса в храм, сразу стало понятно: что-то здесь нечисто. Вообще, особенность мифологического мышления японцев (вот не надо сейчас к словам прикапываться, как сказалось, так и будет) представлять сверхестественное рядом с собой, в том же мире, а не в каком-то ином, позволяет им создавать совершенно крышесносительные и ужасающие вещи. Кибермир, увидеть который может каждый владелец специальных очков, населен как обыкновенными предметами и людьми, так и несуществующими в реальности животными (встает вопрос, являются ли они живыми и чувствуют ли боль и любовь), а так же сверхестественными существами с глубоких, недоступных слоев кибермира - нелегалами. Конечно же, городские легенды и исследования нелегалов проводят дети. Мне очень напомнило собственное детство - с постоянными догоняшками, интригами, погонями и вызыванием Пиковой Дамы, которую никто толком не знает, как вызывать, и все боятся. В итоге, весь этот кибермир оказывается чем? Правильно (см. начало про храм) - миром мертвых и духов! Оцените метатаги в виде бумажных полос, один-в-один даосские заклинания. Оцените вообще кабинет Мега-ба! Меня убили статуэтки догу. Кстати, вход в мир мертвых в виде замочной скважины - это нифига не замочная скважина вроде дверь, как можно подумать! Это намек на курганы культуры Кофун позднего периода, в виде замочной скважины. Ворота тории, разделяющие миры людей и духов - вот почему спрятаться от Сатти можно в храме. Кстати, легендарная лестница со множеством тории - это вообще крышесносительно было. Особенно, когда на ней оказалась Кёко, а вокруг якобы ярмарка, а есть яблоко в карамели нельзя, потому что это еда мертвых, тогда не вернешься назад. И это наверняка не все, надо пересматривать внимательнее. Про религиозный синкретизм писать не буду, это и так видно, и все это знают, что он в Японии есть. Теперь миф про Идзанаги и Идзанами, реализуемый в измененном виде в "Кибервитке" - это история Харакена и Канны. На путешествие в царство мертвых наложено табу, но движимый любовью и чувством вины Харакен находит способ туда попасть. Честно, поскольку я знала продолжение мифа, мне не хотелось, чтобы он туда шел. Интересно, что всем окружающим понятны чувства Харакена, но они четко разделяют живых и мертвых и знают, что одни с другими мешаться не должны. Множество историй о неупокоенных душах умерших, движимых страстями, что владели ими и при жизни, здесь проявляются в полную силу. Канна хочет успокоить любимого - и она ждет его на пороге мира мертвых, но желает ему добра, и велит уходить к живым с живыми. Напоминает эту историю о жене, что была убита, но дух ее дождался возвращения мужа? И здесь, помимо вопроса о том, откуда появляются злые духи, встает вопрос о сути смерти и жизни. Митико, помимо того, что внешне напоминает традиционных японских злых духов (ревнивая женщина, распущенные неряшливые волосы, скрывающие лицо и глаза), появляется как раз из страсти - ревности Исако, но и из поцелуя Ясако. Страсть живущего человека превращается в демона. Прямо по Гоголю обособление (хотя он-то тут совсем не при чем). С другой стороны, умершие забоятся о любимых живых, как брат об Исако, Канна о Харакене, дедушка Ясако об Исако и своей внучке. Живым не место в мире мертвых, но путешествие туда становится для них прощанием с дорогими людьми. Кстати, вот этот мотив дарования имен - это нечто, тут надо еще подумать. Особенно меня тронул дедушка. Его страсть к исцелению девочки руководит им и после смерти (настоящий врач! ), но Ясако своими вопросами пробуждает в нем человека. Действительно, он знает, что отправился на смерть, однако ради спасения Исако он готов пойти на такое. Мертвый дедушка дает своей внучке защитника и проводника - собаку (о мифологической роли собаки много можно сказать). Причем необычную, как потом окажется. Такие вот путешествия в мир мертвых. И такие вот семейные-клановые связи. Вообще там оказывается, что мы многим обязаны своим предкам и своей семье. Это уже наверно отголоски кланового мышления, но тесно переплетенного с мифологией. Киберживотные и нелегалы оказываются живыми и чувствующими. Ну это вообще кочующий из аниме в аниме сюжет, видимо, ноги его растут из ками, которые могут скрываться даже в камнях и водопадах, чего уж там в киберживотных. Тем более, данных тебе дедушкой. Тем более таким мега-дедушкой. Интересно, что судьбы Ясако и Исако через данные им имена оказываются переплетены так тесно. Я буду твоей сестричкой, а я твоей женой (отголоски чего-то вообще древнего, клановых браков? Идзанаги и Идзанами - брат и сестра, муж и жена?). Похожие имена, вместо Исако брату и деду встречается Ясако, и обе они Юко. А меня тронула последняя фраза Исако, про то, что она не знает, как там друзья, а вот если они обе снова заблудятся... Вот это было прекрасно. Кстати, про семьи. Воспитание детей по-японски: они все вместе, независимо от возраста, за младшими смотрят старшие. Когда Кёко сбегает к мальчишкам, они не прогоняют ее, а возятся с ней! Кёко вообще не наказывают, ей позволяют почти все.
|