Так уж исторически сложилось, что разного рода анимацию я люблю больше, чем игровое кино. Пространно рассуждать о том, почему приключения рисованных человечков мне милее приключений человечков из плоти и крови, я не буду, замечу лишь, что с точки зрения визуальной составляющей анимация, безусловно, богаче на всяческие приемы. Сорокоминутная короткометражка, страной-производителем которой по иронии значится Япония, вряд ли задавалась целью показать этих самых приемов многообразие (хотя возможно и такое), но на выходе получилось как раз едва ли не пособие о том, насколько разнообразной может быть мультипликация. И под разнообразием я имею ввиду не только самые непохожие друг на друга стили рисовки, но и пластилин, и кукол, и бумагу, и вездесущее 3D... Эдакая мини-энциклопедия анимации, выступающая в качестве удачной в целом экранизации поэтического цикла Мацуо Басё.
Что есть по существу хайку, если не некое ощущение, заключенное в кратчайшую из возможных форм? Так и здесь: сорок минут вместили в себя тридцать шесть фрагментов, плавно перетекающих один в другой - последняя строфа предыдущего стиха становится первой для следующего. В некоторых можно заметить едва ли не намек на мораль, большинство же ограничивается попытками передать заключенное в нескольких строчках настроение. По началу, правда, велик искус начать искать спрятавшийся за лаконичной формой скрытый смысл, но дело это пустое и тщетное. Глубина не в подтексте, а в точности передачи какой-то эмоции, которую нужно не понимать, но чувствовать. Но, повторюсь, разные режиссеры отнеслись к своей задаче по-разному, кое-кто и с изрядной долей иронии. Построенный по принципу рэнку фильм отлично демонстрирует, насколько разными могут быть углы зрения на одно и то же явление. Также стоит отметить, что "Зимние дни" - произведение в высшей степени космополитичное, так что если уж и следовать классическому определению аниме, то это аниме лишь на половину. Засветились в числе прочих и двое российских режиссеров: умничка Александр Петров и давно признанный в Японии Юрий Норштейн, чей эпизод удостоился чести стать открывающим ("заключительное слово", кстати, принадлежит Кавамото Кихатиро, руководителю проекта и единственному участнику, снявшему два фрагмента).
Но при всех стараниях авторов, долгой кропотливой работе и отличной оригинальной задумке - не вытянули, самую малость. Фильм мог бы быть анимационным шедевром. Мог бы - а стал всего лишь любопытным экспериментом, интересным лишь узкому кругу любителей. Экспериментом, впрочем, удачным и заслуживающим ознакомления. Можно к нему отнестись как к художественному пособию, можно просто насладиться набором мимолетных видений - это все уже совершенно непринципиально.
|