Несмотря на то, что картина была просмотрена довольно давно, ощущения остаются свежи до сих пор. Хотя "ощущения" - это малоподходящее в данном случае слово, скорее до сих пор свежа открытая рана, оставшаяся на долгую память от истории несчастных детей-светлячков. Говоря о Grave of the Fireflies, хочется отвлечься от каких бы то ни было схем описания, абстрагироваться от надобности разбора сюжетной линии или образов персонажей, вообще не упоминать ни о стиле рисовки, ни о её качестве, поскольку все это настолько мелко и незначительно в сравнении с тем, какую общечеловеческую значимость несет идея сей работы и насколько вечные проблемы она затрагивает. Очень важно спустя какое-то время после просмотра (когда Вы сможете придти в себя) ответить на один простой вопрос: "А чем для Вас стала Могила Светлячков?". Лично для меня это аниме стало неким абсолютом и откровением среди всего, что была просмотрено и на момент до просмотра Grave of the Fireflies и по сей день, оно стало единственным в своем роде, и ниже я попытаюсь объяснить, почему.
Могила Светлячков стала для меня единственной аниме-картиной, пересматривать которую не решусь еще на протяжении долгого времени, не решусь по совершенно банальной причине того, что страшно пережить заново историю маленьких героев. И это страх вовсе не из серии боязни, вызываемой фантастическими фильмами ужасов, которыми люди поднимают себе уровень адреналина в крови, желая пощекотать нервишки или развеять скуку, а страх этот от ощущений, что возникают на протяжении всей ленты. Ни одно другое аниме не способно ошеломить настолько сильно, настолько явно демонстрировать ужас реальности, от созерцания которой непроизвольно расширяются зрачки и пробегает холодок по всему телу. Это история из разряда тех, на которые попросту нельзя закрывать глаза и нельзя отводить взгляд в сторону, как бы того ни хотелось. Слишком болезненная проблематика этой картины, рассказывающая не просто о проблемах человека, но о настоящем горе, полном отчаяния и отсутствия какого-либо выхода. Настоящий рок безысходности, противостоять которому нет никакой возможности. И ведь это никакие не фантастические выдумки авторов или их желание лишний раз постращать зрителя, но это все реальные уроки истории, в основу которых положены страдания не гипотетических рисованных персонажей, а миллионов живших людей по всему свету. Излишне напоминать о том, что история человечества имеет свойство повторяться, поэтому описываемая ситуация не ограничивается только лишь конкретным временным периодом. Могила Светлячков рубит правду матку, а это не всем бывает приятно. И по этой же причине так низка его популярность: эту работу нельзя посмотреть, откинувшись в кресле, потягивая тонизирующий напиток через трубочку, здесь придется напряженно наблюдать и сопереживать каждую секунду, тратя свои нервы, не получая ни доли пресловутого «позитива», о котором так много пекутся в последнее время – большинство хочет всегда смеяться и отшучиваться, только это далеко не все, чем исчерпывает себя жизнь.
Могила Светлячков стала единственной работой, которая отразила историческое событие не с позиции сухих цифр и данных, но с позиции чувств и эмоций простого человека. Нынешнее поколение потому так поверхностно и относится к истории Великой Войны, поскольку те события уходят все дальше, а людей и вещей, напоминающих о них, становится все меньше. Большинство кинолент, большинство книг о войне остаются лишь однобокой и ограниченной пропагандой во славу победителей, которые, собственно, и пишут историю, когда на самом деле ни в одной войне победителей нет. И эта картина тот редчайший случай, когда есть возможность приоткрыть занавес далеких времен глазами простого человека, более того, глазами ни в чем не повинного ребенка, который не выбирал ни партию, ни идеологию, не наживал себе ни врагов и не пытался никого захватывать - он просто хотел жить. И в такой же ситуации оказывалось большинство участников тех событий, которые в итоге не принесли ничего, кроме бесконечных потерь, горя и страданий. Но все это забывается, забывается близость утраты, а вместе с тем забываются значения таких слов, как сопереживание и милосердие.
Могила Светлячков – единственное аниме, которое находится вне привычных стандартизированных шкал оценок. Нельзя здесь по одним критериям ставить 10 баллов, а по другим – 0. Эта картина нечто большее, чем просто набор «завязка-развитие-кульминация-развязка». И поэтому вряд ли Grave of the Fireflies станет для кого-то самым любимым аниме или самым интересным, но то, что оно станет самым запоминающимся – бесспорно. А запомнится оно потому, что окажется близким и понятным не только японцу, русскому, но и всем людям, знающим значение слова «потеря». В этом и состоит величайшее предназначение искусства - объединять людей, невзирая на их национальность, место жительства, цвет кожи и вероисповедание. Сможете ли вы найти второе такое же аниме? Думаю, что нет.
Могила Светлячков - единственная работа (или одна из немногих), способная напрочь разбить идиотский стереотип в головах многих людей, думающих об аниме, как о "тупых кетайских мультеках". Здесь нет места ни одному опостылевшему стереотипу индустрии, нет места ни наигранной фальши, ни излишнему пафосу, ни одному другому искусственному проявлению – есть только искренность и желание донести до зрителя что-то очень важное в духовном и эмоциональном плане, желание научить зрителя быть более терпимым, более открытым и участливым. А потому эту работу надо популяризовать, о ней надо рассказывать. Оно заставит уважать и воспринимать японскую анимацию совсем по-иному. Если вас спрашивают: «что такое аниме и с чего стоит начать знакомство с аниме-культурой?», то в первых рядах советуйте людям смотреть Grave of the Fireflies.
Могила Светлячков - единственное аниме по-настоящему обязательное к просмотру ВСЕМ вне зависимости от зрительских предпочтений или даже тотальной неприязни к аниме в целом. Бывают такие произведения искусства, которые становятся достоянием всего человечества и Могила Светлячков, как раз именно такая работа, поэтому хотя бы раз, но посмотреть и "осилить" ее должны все, как бы больно и тяжело при этом ни было.
Наконец, Могила Светлячков - это единственная картина, что заставила пролить не просто «скупую-мужскую», а вызвало неподдельные искренние слезы.
|