"Тварь я дрожащая или право имею?" (ну в данном случае право высказать своё мнение), если не являюсь "образованным кинокритиком" - вопрос адресую к комментатору Елене Арисаве. Буду считать, что разрешение получено ^_^
Первый раз смотрела этот фильм давно, с тех пор запомнилось лишь одно - слёзы, мои. Человеческая память - штука необычайно интересная: мы можем запоминать абсолютно ненужные и незначительные вещи и при этом забывать что-то очень важное, а ещё бывает из памяти либо напрочь стираются, либо навсегда отпечатываются моменты, которые действительно сильно потрясли. Наверное поэтому, второй раз я смотрела "Светлячков" будто в первый. Но теперь я уже не плакала, и не потому, что не хотелось, просто с самых первых секунд где-то в груди что-то сжалось; и от этого невышедшего чувства на душе стало ещё горьче, чем от тех пролитых слёз.
Дети, пострадавшие от войны? Нет, скорее все люди столкнувшиеся с этой адской машиной, перемалывающей их жизни и судьбы по своему усмотрению. Ведь помимо брата и сестры мы видим и других героев, а точнее то, что с ними сделало это время. Если раньше тётя просто завидовала богатству своих родственников, то сейчас, когда еды может не хватить даже самым близким и она с племянниками в равном положении, у неё один принцип - "кто не работает, тот не ест". И её можно понять: в первую очередь она должна думать о себе и своей дочери. Теперь тётя видит в племянниках лишь обузу, воспринимая отказ Сэйты от работы, как прихоть избалованного мальчишки. Фермер, продававший раньше продукты, т.к. их было много и он мог себе это позволить, теперь отказывает детям, ведь ему самому должно хватить. Мы всегда помогаем окружающим до тех пор, пока это не ущемляет в чём-либо нас самих или наших близких, особенно если это касается вопроса выживания. На войне люди часто становятся волками-одиночками: "спешить делать добро" это, конечно, похвально, но альтруизм обычно куда-то исчезает, когда на кону стоит жизнь.
Почему Сэйта не пошёл работать? Почему его поступки кажутся нелепыми? Тут уже звучал ответ на эти вопросы - он был всего лишь ребёнком, который так и не смог "повзрослеть", даже лишившись родителей на этой войне. Сэйта ушёл от тёти, так как хотел сделать счастливее Сэцуко - это не поступок взрослого человека, ведь понятно, что тут, даже у таких скверных родственников, у неё было бы больше шансов выжить. Не смог он осознать и своей неправоты тогда, когда стал вором, мародёром - не спрашивал он себя, как бы поступил отец, для него это действительно была игра. Но Сэцуко умерла, с её смертью закончилась и эта игра. А Такахата, наверное, сделал небольшой "подарок" герою, не дав ему выжить. Война слишком сильно сжала свои ладони...
Шедевров в мировом искусстве много, как признанных, так и неизвестных, как подлинных, так и несправедливо вознесённых на Олимп. Но что по сравнению с ними истинные чувства и переживания человека, его воспоминания, в праве ли мы судить их и вешать ярлык "бездарности" или "шедевра-на-все-времена"? Лишь одному человеку известно, что он хотел сказать, написав книгу (то ли переполняющее чувство вины, то ли крик боли, а, может, это всё ради денег, или же ...). И так же лишь одному человеку известно, что он хотел сказать, экранизируя эту книгу...
Так вот и я не буду вешать тот или иной ярлык, но 10/10 поставлю.
|