Новые фильмы любят за то, что раньше такого не было, а старые за то, что такого больше не будет никогда. Парадоксально но факт: развитие технологий и эволюция выразительных средств не только открывают новые возможности донесения авторских идей до зрителя, но и "закрывают" некоторые из них.
"Галактический экспресс" -- искусство совсем другой эпохи, рассчитанное на совсем другое зрительское восприятие. Бесполезно подходить к нему с современной меркой. Реалистичность (рисовки ли, сюжетов ли, характеров ли) это, безусловно, прекрасно, это показатель зрелости жанра, но в те времена, когда аниме еще не могло соперничать с природой, оно и не стремилось угнаться за ней. Были другие художественные задачи. Что нам реальность -- мы ее и в окне видели. Покажите нам то, что нельзя встретить в жизни и снять в кино, но чего нам так не хватает для полного счастья.
Наши детские грезы, отрисованные, озвученные и упакованные в формат фильма -- вот что такое "Галактический экспресс". Образы простые и узнаваемые, как шум моря в раковине, выразительные средства, прямолинейны до неприличия -- но эта прямолинейность бьет точно в сердце (один только поезд, уходящий в небо, чего стоит! ). Рисовка так проста, но она странным образом красива (на самом деле в этом плане человеку много не надо -- воображение само дорисовывает и лица, и фоны -- главное дать ему _правильный_ намек -- Мацумото это удавалось как никому другому) Персонажи, да, возможно, одномерны, но одномерность искупается рафинированностью и яркостью образов, которую не встретишь в царстве реализма -- а значит, уже не встретишь вообще. Мэйтел, Эмеральдас, Харлок -- это почти архетипы. На Мэйтел надо смотреть, как смотрели когда-то на Марлен Дитрих, Любовь Орлову и других звезд черно-белого кинематографа. Они не столько исполняли роли, сколько освящали экран своим присутствием. Не могу больше вспомнить в аниме столь прекрасного женского образа.
Нет, я не видела "Галактический экспресс" _тогда_, (моим первым японским мультиком стал не он, а "Жар-птица 2772", но это другая история) но это не умалило радости от знакомства с ним. Я довольно пресыщенный и разборчивый зритель, но при виде первых же кадров я превратилась в информационно-голодного советского ребенка, ждущего чуда. Разумеется, у нас снимали прекрасные мультфильмы (к слову сказать, у нас их снимали намного качественней еще в пятидесятые годы), но _такого_ не снимали и его не хватало. И сейчас иногда не хватает той наивности, прямоты и трогательности. Мацумото гений. Спасибо за то, что его фильмы были.
P.S. Я не собираюсь пенять рецензенту за нелестный отзыв, меня занимает другое: неужели "Аркадия" и "Королева тысячелетия", получившие положительные характеристики, ЕЩЕ ЛУЧШЕ?!
|