"Напряжение механическое - мера внутренних сил, возникающих в деформируемом теле под влиянием внешних воздействий." БСЭ
"Напряжение - эмоциональное состояние индивида или группы, характеризующееся нарушенным внутренним равновесием, тревогой, беспокойством, возбужденностью." Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
Тут, в комментариях выше, уже упоминалось напряжение. Мол, в "Мёде и клвере" его не хватает. А что вы хотели? Какого напряжения? Вот у меня порой на работе бывает... Сидишь с соведущим программы в часу так десятом-одиннацатом вечера, напрягаешь мозг на предмет того, как бы покруче и поизящнее подводочку к сюжетику завернуть, чтобы и наша журналистская шкурка цела осталась, и областная администрация ничего такого не заподозрила... Или может, вам, господа, подавай напряжение, как на футбольном матче? Чтоб до боли, до хруста сжимать пальца в кулали за любимый Спартак или Динамо, чтоб до беспамятства забить болельщика противника своим болельщицким шарфом, чтобы в едином порыве орать вместе с друзьями "ГО-О-О-О-Л! " А может, надо так: чтобы, он из-за угла - прыг! И в челюсть тому - БАЦ! У того - КЛАЦ! А тут с автоматами - тра-та-та-та-таааа! И вышел Терминатор, и из глазика лазером - зырк! У него нога - хресь, пшшш! А тут - Нео! И ка-а-аак засадил ему по самые...! Вы такого напряжения, такого экшена жаждали от аниме, где в графе "жанр" вписано - ПОВСЕДНЕВНОСТЬ?
Неужто в реальной жизни вы, господа, каждый день сталкиваетесь с "айлбибеком" губернатора Калифорнии? Неужто каждый божий день вы, вместе с Избранным, валите пачками агентов смитов? Каждый час вас расстреливают из автоматов враги государства, а вы все "кабуто бы ожил, кабуто бы ожил"? Нет! В реальной жизни оно все как-то... скромнее, что ли :) Обыденнее, банальнее, серее, но от этого не менее напряженнее и не менее интереснее. Вот только напряжение здесь сугубо внутреннее. Душевные метания, первая работа, первая любовь, первое увольнение, первая зарплата, первый брак, первое белое платье с фатой, первые горькие осознанные слезы, первое осознание своего эгоизма... Вот это все и составлят напряжение. Только его надо увидеть. Рассмотреть, как тот самый четырехлистный клевер... А это дано не всем, увы. Потому что мы привыкли видеть большое - в большом, напряжное и адреналинистое - в боевике, ничтожное и не стоящее внимания - в малом. А малое, как раз-таки, важно! В малом и рождается большое. Будь то чувство, талант или новые, крепкие отношения. Именно об этом "Мёд и клевер", именно о таком малом, в котором видится большое и бОльшее.
Ах да! тут кто-то говорил о педофилии? , ) О тяге к маленьким кавайненьким девочкам? А знаете ли вы, о мудрствующие лукаво господа, что многие семейные (даже семейные! ) пары строятся на таком контрасте "ребенок-родитель" ? особенно российские семьи этим часто грешат :) Нет, не педофилией (не будем брать в пример программы канала НТВ, где все-все плохо и жутко), а тем, что кто-то в паре является ведущим, а кто-то ведомым. Кто-то утирает сопли расстройства и стресса, а кто-то эти самые сопли пускает. Кто-то заботится, а кто-то позволяет о себе заботиться. И так было, есть и будет всегда. Всегда будет некий процент подобный отношений, в которых один играет роль дитяти, а второй - его мамы и папы в одном лице. Что касаемо Хагуми, тот тут есть повод изобразить ее именно такой, именно маленькой девочкой. Ее талант родом из детства, и каждый Творец (именно с большой Т) просто обязан сохранить в себе ребенка с его чистой непосредственностью, иным взглядом на окружающую действительность, незамыленностью взглядов. Именно поэтому Хагу изображена утрированно - кавайным колобком, ребенком, мышкой-малышкой. А посмотрите на Шинобу Морито! Истинный мальчик, несмотря на возраст! Вечный, незрелый психологически студент, не готовый для серьезных отношений! Его любовь к Хагу не более чем фикция, стремление подобного к подобному. Но вместе им не быть. Это слишком тяжело. Одноименные заряды имеют свойство отталкиваться, знаете ли...
Кстати, детей (в данном случае - психологический возраст) в аниме порядком. Загибаем пальцы - Айю Ямадо, раз. Только упрямый ребенок пытается так долго, жалея себя, плача, истеря (пусть даже и с вином, и с пивом, все-таки физический возраст дает о себе знать), цепляться за пустые отношения. Но при этом я искренне сочувствую Ямаде, хотя и считаю ее упрямой эгоистичной девочкой. Маяма, два. Он тот же упрямый дитятя, как и Ямада. Только предмет его вожделения - зрелая женщина. И это лишний раз подчеркивает его внутреннюю детсткость. С виду он взрослый, серьезный, но в душе... В душе он не хочет взрослеть, именно поэтому он не съезжает с квартиры. Ведь с его работой мог бы и найти хатку получше, но - нет. Почему? Потому что там живут студенты. Потому что там - молодость и задор, с которыми так не хочется расставаться. Это только кажется, что он заботиться, словно взрослый, о Рике. Да, это забота. Но какого рода? Все идет от чувств :) А в чувствах Маямы много восхищения и поклонения, гордости ребенка своей мамой. Что, впрочем, отнюдь не мешает ему воспринимать Рику, как женщину. Ибо Маяма - переходный тип, от ребенка к взрослому. Морито, тррри! Тут все ясно. Ребенок, ребенок и еще раз ребенок. Да, умеет зарабатывать деньги, но кто в 90-е не мыл стекла машин, дабы заработать себе на мороженое и приставку Денди?
Такемото... А вот и не четыре! :) Такемото в сериале самый настоящий взрослый человек. И его юношеский кризис - это скорее кризис среднего возраста, чем кризис юношеский. Его вечные рефлексии на тему поиска себя и цели, это скорее рефлексии зрелого мужчины, который что-то не успел в своей жизни, куда-то не туда пошел, не той тропинкой или дорожкой, но никак не метания Идола Юности. Но знаете, совсем не скучно, отнюдь не скучно наблюдать за метаниями Такемото. Ведь он обладает поистинее прекрасным талантом! Нет, не творческим. Он не Творец, как Морито или Хагу, он... Он - Человек. Человек (с большой буквы Ч) сострадающий. Человек заботливый. Человек добрый. Все эти качества есть и у его друзей, но... Они не выражены в них в той мере, в какой есть у Такемото. Вспомните, кто постоянно возился с Хагу во время ее приступов? Кто заботился о маме? Кто постоянно придумывает устраивать вечеринки, дабы собрались ВСЕ? Разве Морито? Нет. Маяма? Нет. Ямада? Нет. Хагу? Тем более нет. Такемото-сан. И хотя многими он воспринимается, как самый тупой, никчемный герой, он-то и есть серце всей компании, хотя мало кто это сначала замечает...
"Мёд и клевер" очарователен. Он привлекает не экшеном, не драмой, не комедией и даже не ностальгией по беззаботному студенчеству... "Мёд и клевер" привлекает идеальными отношениями. Что? Отношения между героями неидеальны? Они ругаются? Ну, да, есть такое. Но получить пяткой по башке от Ямады, а потом мирно с ней беседовать и защищать от посягательств Номии-сан - на это способен только настоящий друг. А знать, что твой друг сравнивает тебя с собачкой? Знать, что его любит твоя безответная любовь, что он твой соперник, но при этом скучать по нему и безумно радоваться его приезду? Только настоящий друг может ТАК чувствовать.
Именно об идеальных дружеских отношениях "Мёд и клевер". О тех отношения, что давно вымерли, как мамонты, но иногда встречаются в аниме. И именно за это, только за это, исключительно за это - троекратное "БАНЗАЙ" замечательным авторам!
|