О чём этот мультфильм?
Инцест, педофилия, гомосексуальные отношения, суицидальность, изнасилования (пусть и метафоричные), живодёрство, рукоприкладство, совращение малолетних и прочий богатый букет всевозможных жестокостей и извращений - вот далеко не полный список того, что вы увидите в этом мультфильме... А ещё там будут летающие слоны!
Простите, ещё раз. О чём этот мультфильм?
О настоящей дружбе и беззаветной любви, о чести и благородстве, о стремлении следовать своим идеалам несмотря на все преграды, и стремлении сохранить свои идеалы столь же чистыми и высокими, какими они были в детстве, даже после того, как детство неизбежно закончится. О самопожетвовании, о вере в чудеса, которую подчас так трудно обрести... О преодолении себя - своих страхов, своей неуверенности, своей слабости, своих низких желаний, своей глупости, своего эгоизма... О чём-то настолько главном и важном, что это невозможно сформулировать, говоря словами Достоевского: "Хотя бы вы исписали целые томы и растолковывали вашу мысль тридцать пять лет".
Я впервые посмотрела "Утену" полтора года назад. 39 серий и мувик за два дня. Я проглотила этот мультфильм за два дня и переваривала его потом без малого полгода... Первые пару недель вообще ходила как мешком по голове стукнутая - этот мультфильм просто вынул мне могз и, наверное, до сих пор не хочет отдавать его обратно. Я прочла тогда уйму рецензий, интервью режиссёра Кунихико Икухары, даже нашла рабочие материалы к мультфильму вплоть до черновой раскадровки - настолько мне хотелось понять: как же, как же люди додумались до того, чтобы сделать такую вещь?!
Когда я только начинала смотреть сериал, я уже знала, что надо смотреть до конца: я редко смотрю аниме без предварительного чтения рецензий. Да и печальный опыт брошенного на середине "Евангелиона"... Которого я со второй попытки всё же взяла и теперь смиренно присоединяюсь к тем, кто проповедует о гениальности этого произведения. Многие сравнивают "Утену" и "Евангелион", и это справедливо - сам Икухара писал, что вдохновлялся творением Хидеаки Анно. Интересный факт - некоторых персонажей в этих мультфильмах озвучивали одни и те же сейю. Лично я считаю, что эти мультфильмы говорят об одном и том же, просто это отлито в разные формы. Но когда понимаешь главный смысл, то уже становится в общем-то без разницы: сражаются герои на больших роботах или на шпагах и мечах, соглашаются ли они пилотировать Евангелион или вдевают розу в петлицу. Ведь главное - ради чего, во имя чего они это делают. Мотивы у каждого свои, но принять брошенный вызов, а не убегать от него, не убегать от себя - значит уже хотя бы на шаг приблизиться к Революции.
"Утена" затягивает постепенно и неотвратимо. И если в первых сериях какие-то моменты я откровенно проматывала, то потом уже не могла пропустить ни секунды сериала. Повторы? Именно при просмотре этого мультфильма я, пожалуй, впервые поняла значение сакральности такого понятия, как "ритуал". Подготовка к дуэли - это ритуал, это возможность для зрителя осмыслить то, что ему только что показывали и возможность предугать то, что сейчас покажут. Воистину, этот мультфильм - как зеркало. Те, кто ищут смысл, - найдут его. Те, кто не ищут, остануться без смысла. Здесь истины, заложенные в сюжете, не разжёвываются и не подносятся на блюдечке с голубой каёмочкой. Этот мультфильм требует внутренней интеллектуальной и эмоциональной работы, его невозможно смотреть пассивно - тогда лучше уж вовсе не смотреть. Не ждите, что его создатели ответят за вас на все вопросы. Не ждите, что они зададут за вас все вопросы.
Графика напрягает только поначалу. Я уже неоднократно убеждалась, что даже самые дикие по дизайну персонажи становятся потрясающе красивыми, когда узнаёшь их получше, когда они становятся тебе не безразличны, когда начинаешь не просто сопереживать им - видеть в них себя самого. Мемесис... После просмотра первых серий костяк главных героев казался мне сборищем моральных уродов. Я думала: "Ну уж сейчас идеализированная главная героиня задаст им шороху, научит правде-матке! " Сам собой напрашивался стандартный для таких сюжетов антогонизм "хороший парень - плохой парень". Но с каждой новой серией с удивлением начинаешь обнаруживать, что и героиня не так идеализированна, как казалось поначалу, и "сборище моральных уродов" оказывается людьми с глубокими душевными ранами, с проблемами, которые они не могут решить без помощи главной героини. И ожидаемый антогонизм выливается во что-то совсем другое, что невозможно сформулировать в словах...
Музыка заслуживает того, чтобы скачать её OST-ом и положить в плеер. Хотите верьте, хотите нет, но "Солнечный сад" был первым, что я научилась играть на пианино, впервые сев за него в 25 лет. )
Режиссура. Она просто гениальна. Я, пожалуй, соглашусь с тем, что мультфильм не слишком хорошо нарисован, но зато КАК он срежиссирован! Классическое трёхактное развитие конфликта с кульминацией в конце каждого акта как на уровне мета-сюжета, так и в микросюжетах побочных линий. Реминисценции, параллельный монтаж, нагнетание саспенса, метафоричнось и переплетение сюжетных аллюзий... Чего только стоит один Театр Теней! Я по нескольку раз просматривала эти вставки, просто чтобы понять, о чём же они, как это связано с сюжетом серии. Метафоры там просто великолепны! Изумительно прописанная мотивация персонажей, абсолютно живые, полностью ложащиеся в характер каждого персонажа реакции. Вспомните, как разыграна сцена, в которой Дзюри пытается набить морду Руке! А безумная Нанами? В конце сериала она становится чуть ли не самым адекватным персонажем и с совершенно не характерной для неё сознательностью пытается вправить мозг пребывающей в прострации Утене. Цувабуки в сползающей простыне, Луковая Принцесса Вакаба, мылыш Микки, музицирующий в пустых комнатах, разложившиеся на капоте Тога и Сайонджи. Смотрящая из темноты почти демоническими очками Анфи...
Принц, принцесса, ведьма - как камень, ножницы, бумага из известной всем игры. Условия игры оговорены, но невозможно предсказать, какую комбинацию выкинет каждый из персонажей. И кто в итоге окажется настоящим принцем, настоящей принцессой, настоящей ведьмой... Что? Вы до сих пор думаете, что это три разных персонажа? У меня в какой-то момент просмотра вообще зародилось подозрение, что в этом мультфильме есть только один персонаж - это сам зритель, а все, кого он видит, - лишь тараканы в его голове. И у этих тараканов свои тараканы... Это уже не просто зеркало - это два зеркала, поставленные друг напротив друга.
Концовка в мультфильме поистине буддийская - смерти нет, есть лишь вечная жизнь, порождающая саму себя во всё новых мирах. Мне она почему-то напомнила концовку книг Марии Семёновой о Волкодаве. Круг замыкается и ты в этот момент понимаешь что-то очень большое и важное. И невыносимо больно смотреть смотреть на членов Студенческого Совета, которые так и не смогли вырваться за пределы своего мира иллюзий... Что может быть более печальным, чем умереть не родившись?
Мне кажется, писать об этом мультфильме можно бесконечно. И так и не суметь рассказать, о чём же он. С тем же успехом можно всю жизнь задавать себе вопрос: для чего я родился в этом мире? - и так и не ответить на него даже после смерти. Потому что смерти нет, есть лишь новое пробуждение - "теперь моя очередь идти к тебе". После просмотра "Утены" начинаешь верить в то, что это действительно так.
Одним словом, господа, имеющие уши слышать да слышат. В этот мультфильм нельзя войти дважды и после его просмотра вы уже никогда не будете прежними.
P.S. Тем, кому "Утена" понравилась, хочу ещё порекомендовать к просмотру другой мультфильм про революцию, нарисованный на 18 лет раньше, - "Роза Версаля". Что-то есть у них общее, хотя они и о разном. И, да, "Розу Версаля" тоже надо смотреть до конца - начало там надо просто протерпеть, потом будет хорошо.
|