Ганбастер и Дайбастер, как Луна и Солнце, на первый взгляд кажутся полными противоположностями. Спокойная, почти траурная серьезность Ганбастера, и Дайбастер с его искрометным драйвом, калейдоскопом красок и образов. Строгая НФ-проблематика против бесшабашной «магии» ТОПЛЕССов.Немного жаль, что в Дайбастере гайнаксовцы ушли от научности и релятивистской базы, но эта «потеря» восполняется множеством находок, делающих Дайбастер по-своему интересным и оригинальным. Так к чему же пришел «Гайнакс» за 20 лет?
Если сравнивать стилистику этих двух ОВА, Ганбастер напоминает рисунок ученика: четкие контуры, скрупулезная прорисовка деталей, максимальная близость к натуре – сделать героев, их судьбы, характеры похожими на людей, а их поступки жизненными, достоверными – это «Гайнаксу» вполне удалось сначала в «Крыльях», затем в «Ганбастере». Тут, действительно, на первом плане герои, а меха и прочая техника, да и сам анимационный формат – лишь средство, антураж. Ну, а Дайбастер – это творение мастера, где легкими мазками выражены образы и характеры, нескладные фигурки и лица выражают тончайшие человеческие эмоци, и даже персонажи на заднем плане по своему индивидуальны, а весь пейзаж вокруг дышит, живет своей жизнью. Дайбастер заставляет вспомнить Дайкон, то есть стиль 70-х и начала 80-х годов, то, на чем выросли гайнаксовцы, только стиль этот выходит на качественно новый уровень, обретает детальность, красочность, эстетичность. То, что Гайнакс задумывал еще в Дайконах, но в полной мере осуществил лишь спустя 20 лет.
Если Ганбастер, и следующую за ним Еву можно назвать модерном, то Дайбастер – без сомнения постмодерн. Здесь множество аллюзий, и не только на Ганбастер, здесь фансервисные штампы использованы как элемент стиля, здесь за бешенным драйвом проступают трогательные отношения героев, интересные грани характеров, личные драмы и победы. Дайбастер лишь отчасти – продолжение Ганбастера, отчасти это и продолжение FLCL. Отсюда мы узнаем, что Атомск определенно был бастер-машиной, а Наота – ТОПЛЕССом, Касио живо напоминает Амарао, а Ларк, видимо, в отдаленном родстве с Кицурубами… Ларк вообще достойна отдельного разговора:
Была она смуглая и золотоглазая – главная героиня Дайбастера, несравненная Принцесса, паинька, умница-разумница, ТОПЛЕСС №1 и лучшая из «идолов» - Ларк Мерк Марр. Горделивая девчонка, мнящая себя взрослее взрослых. Еще бы, ведь суровый ветеран Дизнёф дает ей невероятную, нечеловеческую силу. Или это она дает ему свою силу, свой исключительный талант… Союз человека и бастер-машины, это уже не слияние двух бастер-машин и двух сердец пилотов, это завуалированное одиночество, обрекающее на неизбежный крах в будущем. Гордая и независимая Ларк в глубине души мечтает о тепле и заботе другого человека. О дружбе. Образ далеко не оригинальный, однако Гайнакс умудряется придавать особый шарм даже заезженным штампам.
Взамен темы взросления, преодоления себя, труда и упорства в Дайбастере поднимается тема ностальгии, потерянного таланта, когда с утратой энергии и «магии» юности приходят бессилие и духовная пустота, а все вершины и великие достижения с легкостью обращаются в прах. Что важнее, талант или упорство? И то и другое! Только тесное сочетание этих двух качеств позволит достичь успеха. Вот такая мысль возникает после просмотра этих двух ОВА, разделенных между собой 15 [световыми] годами. Ну, чем не парадокс близнецов! ? ^_-
|