"Otogizoushi"
"Otogizoushi" делится на два: первая часть имеет временем действия эпоху Хэйан, вторая - наши дни, и я с чистым сердцем советую прекращать просмотр после завершения хэйанского свода. И дело здесь вовсе не в качестве прорисовки современного Токио и "новых-старых" героев. Первая часть очаровывала неуловимой горчинкой, нотой упадка, звучавшей через все повороты сюжета, пять героев казались театральными фигурами, впечатанными в прекрасные и печальные декорации падения их любимой столицы и конца эпохи. С точки зрения действия - как раз собственная обречённость и давала им смысл и волю к подвигу. И хотя в ходе поисков магических артефактов, которые должны были предотвратить упадок столицы (таков сюжетный скелет первой части), пятёрке героев, среди прочего, попадутся гигантский русский, в одиночку обороняющий некую крепость, и самурай, под действием водки собственного изготовления превращающийся в натурального демона, в сумме первая часть оказывается вовсе не про легендарные приключения и средневековую геополитику, а скорее про то, как звучит флейта на фоне осыпающейся сакуры. При этом нигде - подчёркиваю - не возникает ощущения, что мы смотрим пересказ древних сказаний, и хотя действующие лица периодически впадают в пафос и рассказывают про долг преданности и любовь к родине - им легко веришь; самое же настроение хэйанской серии нигде не озвучивается прямой речью, и в явном виде обнажается лишь в музыкальной мелодии и в фигуре вечно молодого колдуна-танцора Мансаираку. При том, что лично я впервые в аниме встретил комического ребёнка (Кинтаро), который не просто не раздражал, а вызывал искреннюю симпатию, то по истечении первых 13 серий я думал, что смотрю идеальный мульт; ну, или хотя бы один из. Но - затем действие переносится в современный мир, герои носят те же имена, опять же начинают спасать город от мистической катастрофы, и, к сожалению, подразумеваемая глобальность замысла остаётся единственным положительным моментом среди глубокой скуки второго свода "Otogizoushi". Город как единое "живое", одновременность прошлого и будущего, потоки ци, плохая карма - всё это иллюстрируется в духе старых добрых "X-files", только, естественно, с обязательным национальным орнаментом. Но не спасает даже орнамент - в погоне за паранормальным саспенсом теряется сама мысль: "а зачем всё это нужно?" На протяжении 13 серий нас убеждают, что герои прошли через поток времени неизменными в своих лучших чертах - один так же предан хозяину, другой так же беззаботен и лоботряс, третий так же много ест. Честное слово, это было заметно буквально с первого эпизода токийского свода. В остальном же наиболее ценными моментами остаются те случаи, когда высокая философия - в противоположность первой части - озвучивается прямой речью. Последние две серии всё-таки заставляют проявить заинтересованность, потому что в них именно удалось слить воедино две истории, настоящую и будущую, не только "по тексту", но и в самом сюжете. Однако, выделяясь на фоне всей второй части, они лишь усугубляют "общую нестабильность" мульта и, как следствие, лишь усиливают крайне двойственное отношение к этому сериалу.
|