ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ Эту работу невозможно обойти стороной по причине ее глубокого психологического и нравственно-этического значения и тонкого трогательного содержания. Она несет в себе не только пищу для самостоятельного размышления, но и дает незабываемое впечатление о силе, яркости и разнообразии человеческих взаимоотношений.
Центральное место безусловно занимает беспрецендентный поступок молодого учителя Амавы Хибики - работа в школе под видом женщины. Вопрос: нужна ли молодому, полному сил мужчине подобная авантюра, могущая повлечь за собой самые неприятные последствия (что и произошло в результате)? Он вполне мог бы с успехом проявить себя в области, совсем не требующей подобных жертв. Однако еще до появления в школе в роли учительницы в Амаве уже проявляется существо прирожденного педагога. Он видит в политике руководства школы явные изъяны и понимает, что подобное отношение к ученикам может повлечь только порождение зла и отчужденности в несформировавшихся детских душах, создать в них психологические барьеры, способные лишить жизнь ее истинного света - тепла любви, дружбы, доброты, которые возможны и имеют смысл только в человеческих взаимоотношениях. Но эти этические добротели необходимо развивать, ростить и поддерживать, помогать понять их красоту, привить росток любви к чутким детским душам. Якобы из-за денег, а на самом деле - ради детей, ради любви к ним Амава идет на рискованное предприятие.
И разве его деятельность в школе и ее результаты не являются убедительным доказательством правильности его поступка? Амава помог классу найти истинное понимание ценности человеческих отношений, сплотил учеников, помог развить им самые лучшие человеческие качества - взаимоуважение, понимание, милосердие. Как отметила хозяйка Гонширо, он есть учитель от бога. Основа поступков Амавы - любовь к людям и к своей профессии. Разве это не актуально звучит в современном мире, когда весь смысл человеческой деятельности зачастую сводится к стяжательству, алчности и бездумному накопительству, когда любовь к деньгам в корне истребляет любую гуманность? Амава поступал прежде всего как человек, для которого его внешний облик - всего лишь средство для достижения главной цели, воплощения в действительность своего педагогического мастерства, столь важного и нужного людям. Это лучше всего понял ученик, воскликнувший в конце "Какая разница, мужчина или женщина?! " Действительно, разницы нет, поскольку главное - ч е л о в е к.
Все время пребывания в школе Амава противостоял вздорным феминистическим убеждениям школьного руководства, сеявшего раздор и неприязнь между мужской и женской половинами ученического коллектива (как выясняется, в определенной степени порожденных личными душевными страданиями директрисы - неудача в любви, вполне возможно явившаяся результатом ее собственного неверного психологического воспитания). И результат достигнут - в души своих учеников Амава вложил то самое лучшее, человеческое, чем в достатке был наделен он сам. Несмотря на обман, ученики простили своего учителя, поскольку поняли, что все было сделано только из любви к ним. Их единодушный протест против превращения школы в закрытый женский пансион, против невежества, черствости и душевной нищеты школьных руководителей - лучшее тому подтверждение.
Разоблачение Амавы породило резкую и острую первоначальную неприязнь к нему со стороны его учеников - тех самых, которых он любил и о которых заботился. Конечно, неприятно было наблюдать их явное отвращение. Но такова уж особенность максимализма юности: все воспринимается с горячим чувством, острым и бурным. Сильно любишь, сильно и ненавидишь. Но у молодости есть и другое замечательное качество - чистота ощущений, умение видеть красоту и истинное начало, выделить инстинктивно из общего сумбура переживаний главное и доброе. Ученики Амавы вспомнили все, сделанное им с любовью к ним, и смогли отбросить наносное, привходящее. Теперь им стыдно за свое поведение (один замечает с горечью "Как быстро мы забыли доброту! "). Разобравшись в себе и в своем отношении к Амаве, ученики приняли сторону того, кто был для них близок и любим, искренность чьих поступков они осознали всем сердцем.
К сожалению, поступок Амавы имел глубокие психологические последствия для его любимой ученицы - Фууко Кузухи. Его ложь не могла не породить в ней душевный разлад. Возникшее между Амавой и Кузухой чувство было сильным и обоюдным, однако осложнялось тем положением, в которое их обоих поставил Амава. Кузуха в своем понимании полюбила женщину - образ, созданный Амавой. Когда открылась правда, в сознании Кузухи Амава-женщина и Амава-мужчина вошли в антагонистическое противоречие и полностью отделились друг от друга. Амавы-женщины никогда не существовало, это всего лишь образ, построенный на лжи - вот что думала Кузуха. Но ведь настоящий Амава и созданный им образ имеют единое первоначало - любовь, человечность, понимание. Амава-мужчина, будь у него возможность работать в своем истинном обличьи, относился бы к своим ученикам с такой же теплотой и уважением, точно так же помогал бы им и отдавал всего себя. И точно так же в нем бы проснулось чувство к его фактически первой ученице Кузухе. Внутреннее духовное содержание Амавы цельно и едино - он всегда был Амавой Хибики. И во всей его деятельности, в его отношении к ученикам не было ни капли лжи. Кузуха еще слишком юна, чтобы глубоко проанализировать и понять всю сложность такого психологического случая. Но, наделенная от природы нежной, любящей душой и тонким пониманием истинного чувства, она инстинктивно ощущает всю чистоту и правдивость натуры Амавы, истинность его взаимного понимания. И именно эта истинность, это влечение не к Амаве-женщине или Амаве-мужчине, а Амаве-человеку дает Кузухе подъем душевных сил и возможность развития своего чувсива. Ее душа чувствует душу Амавы и через все внешние несоответствия и различия тянется к ней. В ее настоящем чувстве заложено возможное будущее понимание и осознание всего произошедшего и нахождение единственно правильного решения (в последнем кадре представляя свою будущую встречу с Амавой, Кузуха видит его именно в образе мужчины, а не прежней учительницы, что говорит о преодолении ею возникшего психологического барьера). Пережив тяжелый вкус лжи, Кузуха находит в своей душе то истинное, заложенное Амавой, что и влекло к нему, отбросив все плохое, она обращается к своей надежде - будущее видится ей рядом с Амавой, единственным и нераздельным.
Конечно, возможно, что Амаве не следовало уезжать, следовало остаться и бороться до конца за свое счастье, профессиональное и личное, следовало не ждать понимания Кузухи, а самому ей все объяснить... Однако он сделал свой выбор. И насколько он верен - покажет время. Главное, что Амава сердцем и душой остается со школой, со своими учениками, с любимой Кузухой. Несмотря на все обстоятельства, его поняли и, возможно, полюбили еще больше, осознав, что двигало им на самом деле. И Амава чувствует это новое отношение, это понимание, которое позволяет ему быть счастливым. Амава нужен людям, он любит их, они любят его. Его ждут. Остается верить и надеяться, что он вернется. Не только к Кузухе и к своим ученикам, но и ко всем нам - к тем, кому он подарил частицу своего человеческого тепла, живую и искреннюю, для кого он стал частью светлого и большого чувства.
|