Писать не по горячим следам просмотра — сложно, поэтому буду краток.
Анимешная комедия — вообще явление не для слабонервных. Она такая активная. Очень-очень активная. У неподготовленного зрителя определённо случится припадок эпилепсии, неврастении и маниакально-депрессивного психоза при виде всего этого бурного мельтешения красок, звуков, движений и прочего. По крайней мере, других анимешных комедий я не видела (разве что "Азуманга" чуть поспокойней).
"Эксель-сага" — квинтэссенция анимешной комедии.
Пародии вообще можно поделить на тонкие и толстые. Тонкая обычно прикидывается фильмом соответствующего жанра, и порой так удачно, что не разберёшь — это плохое аниме или хорошая пародия? Толстая себя нюансами не утруждает, выстёбывая, как правило, конкретных представителей жанра. Нет, конечно, этим всё не ограничивается, но вы определённо увидите Эксель в образе Сэйлор Мун ("Мне уже один раз неплохо заплатили за эту работёнку! ") или армию синеволосых девочек ("Откуда ты их вытащил, она же взорвалась в прошлом эпизоде?" — "Пока ты здесь сидишь, трудолюбивые корейцы наштамповали нам 20000..."). При этом в начале каждой серии нам внятно объясняют, какой конкретно жанр будет спародирован. А то вдруг мы не догадаемся.
В принципе, есть только один всамделишный критерий оценки комедии, остальное — выдумки. Так вот: "Эксель-сага" — это смешно. Вплоть до валяния под столом. С другой стороны, юмор — штука субъективная, и о нём особо не распишешься, что же в "Эксели" объективно хорошего?
Не хочется пестрить "измами", но: режиссёр как один из главных героев, который, кстати, вовсе не всесилен — это что? Периодические обращения героев к зрителям, появление — абсолютно наравне с ними! — сэйю, мангаки и съёмочной группы, фразы типа "Современная анимация состоит из пикселей, видите?", явная гипертрофированность всего плохого в аниме (как то: кавайности, нелепых смертей, нелепых же воскрешений, идиотских планов, счастливых случайностей и вообще)... по-моему, это всё — хорошо. При этом из обычной "пародии на анимешные штампы" "Эксель-сага" постепенно переходит в самопародию, а потом и вовсе в какой-то трэш-абсурдизм. И это ещё лучше. Потому что посыл "щас мы вам покажем, сколько существует плохого аниме" сменяется на "щас мы вам покажем, что даже самое хорошее аниме можно выставить смешно". Что умнее и куда мне ближе.
А в целом, идиотизм происходящего можно описывать бесконечно. Уже общим местом является упоминание того, что в первой серии главная героиня, Эксель, умирает четыре раза, убивает мангаку, а её Ангел убивает её же Беса и попадает за это в тюрьму. Или что глава суперсекретной-захватывающий-мир организации на досуге очень плохо играет на гитаре. (Поэтому-то он такой злой! ) Или что там есть, скажем, персонаж, разговаривающий исключительно надписями...
Я убеждена, что это из разряда must see для всех. С одной стороны, хорошее лекарство от любви к пафосу, а с другой, как ни странно, от любви к пародиям. 10/10.
|