World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (52)
 - компании (2)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Zireden
ReiAltair
Contributor
MefrIll



вернуться на страницу аниме «Ганбастер: Дотянись до неба» | вернуться на страницу комментариев



Shedani | СА?: 15 лет 6 месяцев | отзывов 273, их сочли полезными 1201 раз 2022.10.10

Top wo Nerae – божественно-крутая фантастическая драма с элементами боевика. Очевидным образом ссылаясь на Ace wo Nerae, сабж рассказывает о войне землян будущего против инсектоидных космических монстров. Главная героиня Такая Норико решает пойти по стопам погибшего от лап пришельцев отца-адмирала – вступает в академию пилотов ОБЧР.
Из этого тайтла вы узнаете, откуда растут ноги ТТГЛ, увидите массу знакомых тропов вроде «комбинирующегося из 2х кусков робота, управляемого «братаном» («сестрицей») и его более молодым протеже», превалирование rule of cool, громадные масштабы и т.д. Тайтл я смотрю уже второй раз и, честно говоря, крайне жалею, что увидел его так поздно, ибо он просто невероятен. Не помню, чтобы ТТГЛ оставил у меня хотя бы 1/10 тех долгоиграющих впечатлений, что я получил от TwN.

>Обёртка<

Это Gainax 80х, и этим всё сказано. Данный период известен своим рассветом фантастической тематики, особенно всего космического. Так, TwN берёт общую канву Ace wo Nerae и забрасывает персонажей в будущее, в космос, сопровождая всё это прямо оргазмически-подробно нарисованной техникой через каждый кадр. Причём, техника не рисуется просто до кучи, как технодемка: герои постоянно взаимодействуют со всем этим добром – дёргают рычаги, открывают двери, полируют линзы лучевых пушек. Это было время, когда анимация (особенно в овах) была роскошной и делалась по принципу «если можно лучше – делаем!». Так, торпедные аппараты не просто торчат в виде дырок в корпусе, а закрыты сложной составной крышкой, открывающейся в 2 движения. Титульный мех комбинируется не аляповатым «срастанием» двух желейных кусков, а подробно переконфигурируется, зацепляется захватами, закрывает стыки резиновыми экранами. Техника не рисуется заливками «на отвали», а на каждой её грани изображают потёртости, заклёпки, винты, надписи, при этом явно видно, что механизмы эксплуатируются. Тем самым укрепляется образ реальной вещи, улучшается погружение в сеттинг. Также видно, что у художников отличный вкус: корабли, роботы, техника, предметы – всё в лучших традициях ранних работ студии получилось крайне самобытным и запоминающимся.

При этом визуал не жертвует детальностью ради демонстрации большего количества дрисни: в отличие от пост-Furi-Kuriшных тайтлов, рисовка здесь олдскульно-подробная, делающая упор на изысканную грацию, нежели сумбурную дерготню. Такой тайтл включаешь через 30-40 лет после выхода и тебя прям шокирует, как раньше умели рисовать. Ну и поскольку это не телевизионное издание, цензура бубисов-шмубисов отсутствует.

Кстати, о птичках. По постеру можно предположить, что сабж – какой-то фансервисный боевичок типа Godannar (кстати, тоже крутой тайтл), однако первое впечатление обманчиво. Леотарды героинь, пожалуй, единственное «фансервисное» допущение TwN; в остальном тайтл ведётся себя крайне серьёзно и никогда не скатывается в цирк; да даже нагота подаётся, скажем так, нефансервисным образом и в ситуациях, не располагающих к пошлятине.

Рисовка персонажей доставляет олдскульными «щенячими глазками» и красивыми копнами ярких разноцветных волос.

Дизайн роботов сочетает классические «трубчатые» конечности волкеров 70х с замороченными «лицами» и нутром из 80х. По меркам периода дизайн вполне крутой, а уж как для современности – так вообще бомба. Тем более здорово, что роботы нарисованы вручную, а для Ганбастера ещё замутили красивейшую трансформацию. Дизайн машин изысканный, знающий меру – без переборов с дизайном, превращающих робота в безликое месиво. Ганбастеру придали определённую замедленность движений – чтобы чувствовалась масса техники.

Головы обычных роботов из первых серий сильно отдают Getter Robo – те же составные «глаза»; в то же время в Ганбастере и Сиззлерах уже применяется моноглаз. Кстати, сами ОБЧР именно что ОГРОМНЫЕ: Ганбастер ростом вышел в районе 250 метров; Сиззлер в несколько раз меньше, но тоже совсем не малышка – раза в 3 больше среднестатистического гандама. Зрителю даже в какой-то момент показывают, как Ганбастер приземляется рядом с горой и легко затмевает её своими габаритами. На скринах роботы могут казаться довольно паршивыми, но в движении производят неизгладимое впечатление.

Обязательно ищите BD-издание. Оно того стоит.

>Персонажи<

Главных персонажей три: пилоты Ганбастера Норико и Казуми, а также их тренер Коичиро, которого весь сериал прямо так и называют: «Тренер». Второстепенных персонажей также немного: подруга Норико по имени Кимико, её приятель Смит, напарница Юнг и командир флота. Причём Кимико и командира показывают ну совсем эпизодически, а Смиту отведён сегмент одной серий, после чего он не появляется. Юнг показывают чаще остальных. С второстепенными персонажами мне крайне понравился «сдержанный» подход: их достаточно много, чтобы прибавить тайтлу «ширины», но в то же время авторы не перебарщивают с количеством и грамотно дозируют их экранное время, чтобы не отнимать его у главных героинь. Короче, персонажи друг другу совершенно не мешают; дополнительные персы, как и положено правильному чардевелопменту, помогают раскрыть уже существующих главных героинь, а не создают новых.

В случае с Юнг (да и Реико) первое знакомство с Норико начинается с дуэли, однако дальше эта тема развиваться не будет, персы не становятся заложниками своего амплуа «соперника». Реико просто отваливает и в будущем становится директором тренировочного центра, Юнг находит общий язык с героинями, горбатится пилотом наравне с Норико, даже некоторое время пилотирует с ней Ганбастер.

Со Смитом сделали классный и очень трогательный эпизод: только он и раздавленная неудачами Норико находят друг в друге родственные души, как героев отправляют в первый бой, где Смита утилизируют. Гибель сделана достаточно необычно: без финальных реплик, флешбеков – парня просто… не стало, как на настоящей войне. Он «пропал без вести», его труп даже не нашли.

Норико – «обычная девочка». У неё плохо получается рулить роботом, она не особо успешна в учёбе – даже терпит от этого насмешки одноклассниц, удивляющихся, как Норико может быть дочерью целого адмирала. Как правило у таких персов с течением сюжета появляется абилка, делающая их «необычными» (например, Ноно оказывается бастер-машиной 7 в продолжении), но TwN выделяется в этом плане: Норико весь сериал была и остаётся обычным человеком, а всех своих успехов достигает исключительно усердными тренировками. Более того, процесс укрепления её психики и навыков проходит достаточно постепенно. Если внимательно пересмотреть сериал, то можно даже заметить, как она за баранкой Ганбастера применяет те движения, что ранее усердно изучала (inazuma kick, отбивание снарядов рукой). Тут, конечно, можно подискутировать, что Норико судорожно проталкивал Ота, отсеяв других потенциально более умелых на тот момент кандидатов, но я всё же придерживаюсь мнения о как минимум «уменьшенной избранности» героини.

В Норико мне крайне понравилось, как её изобразили не кавайной, а именно в традиционном плане милой и доброй девочкой, испуганной во время опасности, но одновременно с этим смелой и решительной в нужный момент. У неё весьма широкая гамма эмоций – все чувства искренне просты и понятны каждому, а сюжет постарается показать девочку во всех возможных ситуациях, проявятся её различные эмоции и чувства: радость, уныние, горе, отчаяние, страх, отвага, любовь. Её характерная поза со скрещенными руками, выражения лица, мощные боевые крики во время сражений навсегда врезались мне в память. Сцена, где с Норико с криком приземляется прямо на Экселион и пробивает ногами робота несколько палуб – просто божественна, равно как и «вырывание сердца»; это тот уровень чувственной крутизны, до которого банальному ТТГЛ как пешком до Марса.

В развитии Норико показаны темы трудового взросления (героиня мотивируется усердной работой Казуми), преодоления страха (когда так страшно, что уже невозможно терпеть страх), можно даже сказать взросления психики, а также влияния замедления времени на ближайшее окружение. Последняя тема отражается в том, что каждый раз, когда ГГ отправляется в бой и возвращается через пару недель, для её знакомых на Земле проходят десятилетия. Так, Норико попадает на борт летящего со сверхсветовой скоростью Люксиона, звездолёта, где полгода назад погиб её отец. По времени корабля с момента уничтожения мостика прошло лишь несколько минут (кстати, тоже очень крутой ход, что кораблю просто отстрелили рубку – даже трупов не осталось). В какой-то момент героиня задерживается на миссии на 12 секунд и прилетает на Экселион уже через полгода (а вот Люксион продолжит своё бесконечное путешествие). Далее одна из миссий заставляет Норико припоздниться на десяток лет: её подруга Кимико уже выросла, вышла замуж, даже родила ребёнка, хотя буквально пару дней назад девочки были ровесницами. Такую же тему поднимали в Lily C.A.T.: каждый раз, когда команда возвращается из сверхсветового полёта – они словно попадают в другой мир, где всё в новинку, а знакомых людей почти не осталось. Из того, что я видел, эта идея в анимешной космической фантастике (да и неанимешной тоже) всплывает крайне редко. Здесь она доведена до абсолюта и своего логического конца, что делает TwN крайне ценным образчиком космофантастики. В последних сериях дочь Кимико молится, чтобы её мать в принципе успела хоть раз на своём веку повидать подругу, ну а во время концовки героини так вообще возвращаются домой через… двенадцать тысяч лет.

В случае с Ганбастером героиню не вкидывают туда насильно со словами «у тебя всё получится», напротив, формально неготовая Норико самостоятельно забирается в недоделанный Ганбастер и хватает быка за рога. Это она внушает себе, что у неё всё получится за счёт тренировок, а не обстоятельства делают из неё нагибатора.

Казуми вначале кажется «успешной гениальной ученицей, которой всё дано с рождения», но сценарий грамотно преподносит её как некий аналог Норико, также добившуюся всё не фартом, а усердными занятиями и учёбой. Эта мотивация и лежит в названии произведения – Top wo Nerae!, Стремись к Вершине! Казуми – трагический персонаж, ибо дама умудряется влюбиться, как позже выясняется, в больного радиационной болезнью (тоже эта тема редко всплывает в фантастике) мужчину, поэтому вылеты на задания для неё в какой-то момент становятся испытанием, ведь героиня может более не увидеться с любимым. По итогу она всё же получает какой-то промежуточный хэппи энд, даже сама позже становится тренером в академии (ученицы также её называют «Тренер»). В последних сериях показали интересный момент, когда повзрослевшая лет так на 10 Казуми встречается с застрявшей во времени Норико на борту Эльтреума. Последняя теряется и не понимает, как ей лучше обращаться к взрослой подруге.

Тема взросления в отношении Казуми поднимается в том плане, что Норико – «ребёнок», а Казуми – «взрослый». Так вот, в процессе выясняется, что, как и ребёнку, взрослому также что-то может очень плохо даваться, взрослым тоже может быть до усрачки страшно (в том числе за близких), но, если у ребёнка это написано на лице, взрослый судорожно не подаёт виду. Получается, что взросление с одной стороны – преодоление страхов, превозмогание, а с другой – умение продолжать с ними жить и двигаться дальше, не показывать окружающим свои эмоции.

Тренер Ота Коичиро, которого по имени почти никогда и не называют – дико колоритный товарищ с громогласным голосом. Да и как может быть иначе, если его озвучивает Вакамото Норио? Его рычащий голосище моментально даёт понять, что, да, именно ТАК и должен звучать Тренер. В продолжении и ТТГЛ сильно нехватало такого типажа. Ота крайне самоотвержен и жертвует всем ради долга перед командиром (отцом Норико), человечеством и, наконец, перед Казуми. Даже симпатизируя ей, Тренер показательно отвергает признание, т.к. боится, что Казуми не сможет исполнить свой долг, если узнает правду, при этом Казуми и так всё известно, что добавляет драмы.

Тренер толкает правильные мотивации: если хочешь чего-то добиться – старайся до тех пор, пока не получится. Единственно, его обозначили как разработчика Ганбастера, но сам этот процесс показали крайне скудно (поднимали на словах + разочек показали комнату, где собирался Ганбастер). Возможно, это не сильно важный аспект сюжета и его не нужно было детально отражать, но я бы с удовольствием посмотрел дополнительную экспозицию на эту тему.

>Сюжет<

В западных кругах Top wo Nerae часто проходит как Gunbuster, тем самым теряя главную отсылку из названия. По первым сериям возникает вопрос: а где же, собственно, Ганбастер, в честь которого названа ова? Я часто вижу, как народ с упоением заливает про некий придуманный ими «жанр» «меха», однако TwN – яркий пример несостоятельности этого тезиса: меха – не ключевой персонаж; титульный волкер так вообще появляется в кадре лишь в последних сериях; сюжет – о Норико, о времени, о взрослении и усердии, нежели о каком-то там Ганбастере. Робот – это всего лишь средство, позволяющее Норико достигнуть цели – как M4 в «Ярости» или F8 из Area 88. Никто же не говорит о существовании «жанра» «танк» или «самолёт»? Это ведь «очевидно бред»?

Сам робот не одушевлён, не обладает собственной волей, как в Дайбастере, а самый обычный крутой прототип: управлять им может любой при должном умении. Такая концепция мне видится выигрышнее, т.к. сюжет в любом случае 99% будет концентрироваться именно на пилоте, а не на роботе, но в то же время позволяет убрать кучу странных сценарных ходов, когда робот не имеет личности, но всячески преподносится одушевлённым, поэтому несмотря на пустоту, его «персонажу» выделяется слишком много времени (Dix-Neuf).

На фоне современных сюжетов, где «на боевую школу нападают стада НЕХ» TwN радует реально классными монстрами, нарисованными вручную, разнообразными (это важно!), устрашающими своими действиями и количеством. Фактически каждый бой с ними люди проводят вовсе не на равных, а в амплуа загнанной в угол крысы, порой даже не успевающей увидеть, кто его убил. Для обычного пушечного мяса, которым долгое время пребывают даже главные героини, и 1 мелкий монстр – серьёзная угроза. Даже при наличии Ганбастера «космические монстры» не перестают натягивать людей: положим, они далеко не сразу вынесут Ганбастер, но их так много, что одним роботом один хрен не победить – человечество обречено. Ганбастер в руках ГГ – не орудие возмездия, а средство, которым можно лишь попытаться «на время задержать» наступление звёздной саранчи. Да даже следующая ступень эволюции бастер-машин – никакой не робот, а огромная бомба с двигателями. Монстры также обладают разными атаками: в зависимости от формы, они могут хватать и раздавливать клешнями, пронзать носами, расплющивать телом.

Происхождение монстров не раскрыли, т.к. узнать это у персов нет возможности, но на эту тему военачальники высказывали разные идеи, т.е. обсуждение темы было, что однозначно достойно похвалы.

Ова – драма и её вариаций тут много: драма от потери отца, учебная драма, военная драма, экзистенциальная драма, эпическая драма – каждый найдёт себе слёзодавилку на свой вкус. Драма со временем – крайне неприятная тема, т.к. это не учёба и не монстр – ей невозможно противостоять, от неё нельзя спрятаться, с ней лишь можно смириться и двигаться дальше.

Боевых сцен не так уж и много, но все они пылкие, цепляющие, заставляющие кровь бурлить и волосы вставать дыбом. Про похожую тему я слышал от фанатов ТТГЛ, но у меня он подобных эмоций не вызвал, хотя Гурен Лаган был одним из моих ранних тайтлов, а TwN – поздним. Я думаю, здесь всё связано с душевностью персонажей, правильным выбором музыки и более грамотной постановкой боевых сцен. Gainax времён ТТГЛ уже давно делал упор на максимум сумбурной движухи в кадре, а старый Gainax – на вальяжной детальной анимации и эффектных кадрах. При всём моём уважении к «дрисне», она совершенно не цепляет так, как это делали старые тайтлы. Собственно, за эту тему мне аниме и нравится: оно может простенько анимированной сценой так развальцевать душу, доставить такие долгоиграющие эмоции, какие не подарит ни один высокобюджетный голливудский мультфильм (фильм) или рендер.

Авторы радуют серьёзным подходом к фантастике: огромные звездолёты собирают сразу в космосе (их даже видно с Земли; один из easter eggов – Эльтреум собирают из модельных шаблонов, пластин, к которым припаяны элементы сборной модельки), расстояние исчисляется не километрами, а миллионами километров, герои вынуждены полировать линзы лучевых пушек; внутри корабля работает поезд, управление робота полностью автоматизировано, а все движения пилота передаются машине через подвесной крепёж водителя. Народ любит поднимать на смех сцены с прокачкой в роботах – отжимания, бег, прыжки, но их суть вовсе не в том, чтобы «нарастить мышцы волкера» (абсурд), а развить у пилотов координацию, чтобы машина стала продолжением тела человека и точно повторяла мелкую моторику даже при отключённых «помощниках». Сейчас с автоматизацией в тех же автомобилях вопрос самостоятельного умелого управления тоже всплывает. Даже если данный ход вам не нравится, согласитесь, это довольно оригинальное решение.

Финальная серия сделана чёрно-белой: как и в случае со знаменитой лифтовой сцены из Евы, сетевые критиканы до пены изо рта усираются, что это элемент экономии. Какой ужас! Всё аниме – продукт экономии и именно за способность превратить эти меры в стильную запоминающуюся анимацию мы любим японскую мультипликацию! Я не вижу ничего ужасного, даже, напротив, ЧБ исполнение придало своеобразного колорита концовке, делая её более мрачной и безнадёжной. И тем более трогательно видеть самый конец, когда на вроде бы мёртвой планете загорается слово okaerinasai с отзеркаленной последней i. Приятно понимать, что героинь всё же ждали – в принципе это возможно, мы ведь до сих отмечаем разные, порой даже языческие, праздники, чей смысл уже слабо понимаем. Почему бы тамошним людям не помнить величайшее событие в их истории? Что касается буквы: может быть это и ошибка, кто знает. Впрочем, надпись вертится довольно долго и не заметить её при проверке было бы трудно. С точки зрения лора ничего критического нет: за последние 100 лет тот же русский язык (да и японский) крайне радикально поменялся, а уж метаморфозы за 12 000 лет с одной буквой i на этом фоне кажутся пустяком.

В кадре часто встречаются отсылки на разую всячину, например, постеры Kaze no Tani no Nausicaa, Uchuu Senkan Yamato в комнате Норико. В одной из сцен гиперпрыжка можно заметить и сам линкор. Уверен, посмотрев Ace wo Nerae зритель вообще прозреет от обилия схожих сцен.

В других отзывах я видел пассаж про «распиаренный Gainax». Определённое зерно истины в этом есть – тот же срыгнувшийся из него Trigger сейчас имеет схожую и гораздо более незаслуженную популярность. Так вот, «распиаренный Gainax» – это Furi Kuri, TTGL, Ребилды, совершенно незаслуженно наречённые великими шедеврами эпох людьми, для которых это банально были первые аниме в СНГ. Fushigi no Umi no Nadia, Honneamise, Top wo Nerae, Shinseiki Evangelion – это тот самый старый «техногенный» Gainax, расприаренный и породивший культ заслуженно. После Евы они действительно выпустили ряд хороших тайтлов, но культовым стал лишь неудавшаяся дойная корова TTGL, закономерно продолжающий идеи TwN.

Старьё Gainax у нас слабо популярно: по сравнению с непонятно почему захлёбно нахваливаемыми Furi Kuri, Diebuster и TTGL, на ранние тайтлы рецензий меньше, они все очень «сдержанные, осторожные», по ним видно, что люди по каким-то причинам совершенно не прониклись произведениями. У меня тоже был такой период, когда казалось, что новые анимационные фишки, современный чардизайн и более ядрёный экшен – топ, а старые тайтлы – мусор (они же старые). Со временем и опытом я перестал измерять качество изображения соотношением сторон и разрешением и смог взглянуть на классику незамутнённым предрассудками взглядом.

И, я вам скажу, это было потрясающе. 7 из 7, шедевр эпох, must see.


+6Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура