В фильмотеке студии «Гайнакс» трудно найти более важное произведение, чем «Крылья Хоннеамиз», созданные в 1987 году. Именно с этого фильма началась история студии, ее успехи и прорывы на анимационном поприще. До «Крыльев» сотрудники будущего «Гайнакса» мастерили фильмы в различных компаниях: работали с «Тацуноко» над оригинальным «Макроссом», со студией «Гибли» над их первым фильмом «Навсикая из Долины Ветров», создавали свои короткометражки для фестивалей, однако ничего существенного в их деятельности не происходило. Именно «Крылья Хоннеамиз» открыли Ямаге, Анно и их товарищам дорогу в будущее.
Сейчас, когда студии уже больше 15 лет, можно смело говорить, что «Крылья» так и остались главным фильмом «Гайнакса», своеобразной козырной картой. Не менее важен и тот факт, что это произведение — единственный полнометражный фильм, который когда-либо создавался в недрах «Гайнакса», если не считать сиквельных «Евангелионов» и «Надю», но то были фильмы не самостоятельные и в большей степени базировались на успехе своих сериальных корней, являлись этаким коммерческим сплавом.
Конец 80-х — это не только начало второй эпохи аниме, о которой я вкратце уже писал, но и кульминация развития японской научной фантастики. Количество кружков, фестивалей и клубов, основывающихся на научно-фантастической литературе и идеях, било в то время все рекорды. На сцене появлялись и пышно расцветали десятки новых фильмов, серий, манга-историй: от уже эталонного «ГАНДАМА», до недавно появившегося «Макросса», от ретрофантастических сказок Мацумото Лэйдзи, до развязных приключений Тэрасавы Буйти. Ямага и Анно, тогда еще молодые и полные энергии, не только понимали, что к чему, но и знали, как этим пониманием воспользоваться, своими «Крыльями» они влились в научно-фантастический поток, стали его ярчайшей звездой, ознаменовавшей апогей развития этого жанра в 80-е годы.
Первое и главное, что бросается в глаза при просмотре «Хоннеамиза», — это, конечно же, безумная отдача авторов прорисовке и детализации картины. Оба эти атрибута несут в фильме первостепенную важность, оттесняя не только сам сюжет, но и общую фабулу. Огромная сумма, выделенная «Бандай» на производство, не растаяла в тумане, качество анимации и рисовки оказалось на поистине великолепном уровне. В 80-е с «Крыльями» могли тягаться, наверное, лишь картины Миядзаки да впоследствии вышедший отомовский «Акира». Но даже прорисовка и анимация играет менее важную роль, чем детализация картины. То количество разных маленьких деталей, которые были выдуманы и вмонтированы в фильм, вне всяких сомнений, потрясает. С нуля придуманный мир, в той или иной степени, высмеивающий нашу современность, языки, письменность, культура и менталитет самих персонажей — все это получилось у Ямаги на высшем уровне. Его герои, помещенные во все это дело, ведут себя естественно, не пытаются донести до зрителя особенности своего мира, они просто живут в нем, в результате чего сюжетная часть не страдает от атмосферности, как это часто бывает у Осии. В «Крыльях» все основные аспекты анимационного фильма великолепны, но, тем не менее, они не мешают развиваться сюжету, гармонично с ним сливаясь и даже помогая развиваться последнему.
Говоря о сюжете, стоит отметить, что он очень строг, без фантастических излишков того времени, будь это меха или злобные пришельцы, в какой-то степени сюжетную часть можно даже обозвать сухой. Однако в этом-то и прелесть. Благодаря четкости и сухости у Ямаги получился великолепный научно-фантастический фильм, в котором упор сделан, прежде всего, на часть научную и философскую, нежели фантастическую. По сути, если говорить честно, то никакой фантастики у Ямаги нет вовсе. Выдуманный мир — скорее атрибут политкорректности, нежели стремление фантазировать, все же остальное — это вполне реалистичный набор сюжетных поворотов: полет первого человека в космос, вызвавший политический резонанс в вымышленном мире, приведший к эскалации конфликта — это разве фантастика? Скорее размышления на тему, правда, к концу 80-х уже не столь актуальные.
|