Виндария. Все трудно ощутимое для части современных зрителей очарование «Виндарии» сокрыто в неоромантизме. Подобные фильмы отсылают скорее даже не к 80-м с их беспардонным стремлением копнуть глубже да резче, а непосредственно к 70-м со всем их особенностями архаичного стиля и соответствующим ему сюжетом и смыслом.
Неоромантика - со всеми ее контрастными сценами мирной жизни и разрухой и отчаяньем войны стоящими совсем близко друг от друга. На расстоянии одного выстрела. Болью за совершенные свои и смертью за совершенные чужие ошибки. Убедительная простота мизансцен и ситуацией и символизмом повторяющихся, но под разным углом зрения сцен этого фильма. Так и по- другому в таких произведениях и быть не может.
Счастливые селяне, отдыхающие под сенью Виндарии в начале фильма и одинокий и несчастный одиночка, которому еще надо будет заслужить покой, распластанный на коре той же Виндарии ближе к финалу. Игра с пистолетом Анас и клятва Дзиру некогда не потерять любви и их последняя встреча на мосту под ядовитым ручьем. Смело бросающийся закрыть шлюз Ицу и он же обманутый лазутчиком из Паро и делающий теперь уже все совсем наоборот. Бегущий за алой, как пролитая по попустительству кровь жителей долины, птицей души любимой девушки Марин - Ицу. Все это вечно живая проблематика классицизма, который всем ценителями подобного, словно подарок из прошлого.
Подобные проекты почти невозможно встретить в современных аниме. Тот самый случай, когда экономная анимация и грубая графика не дает права назвать «Виндарию» золотой классикой, и все же не мешает искренне сопереживать за героев фильма. Тех обычных людей, жертв обстоятельств и хитрости злодеев которые всегда были в старинных эпосах и лирических эпопеях. И со дня создания, которых прошло уже гораздо больше чем 50 лет.
Задние фоны в «Виндарии» порой прорисованы лучше, чем персонажи. Батальные сцены скорее схематичны, и на масштабность претендовать никак не могут. Все «достижения» не особо высоко бюджетных фильмов рисованных от руки на целлах и часто скупо и экономно анимированных иногда режут глаз. Но есть масса по настоящему интересных моментов: волны, бьющиеся об стены дамбы, противоборство потокам воды Изу взбирающегося по лестнице, его первая лихая поездка на чудесной машине и др. Глядя на них, так и тянет сказать: «Ого, очень красиво и неожиданно красочно и сочно сделанные кадры».
Следует особо отметить музыку к «Виндарии». Не будь она столь хороша, этот фильм бы рисковал бы потерять львиную долю очарования. Музыка разнообразна и именно она помогает проникнуться этим трудно объяснимым чувством одухотворенности, что есть в этом трагичном фильме. Для сказки тут слишком серьезно, для притчи все просто и незамысловато. А для эпоса в самый раз.
Р.S Всем гурманам ретро рекомендую к просмотру. Крепкая 8. «Виндария» вполне достойна, быть в вашей коллекции.
|