«Песня это отражение жизни. Только пережив все её тяжести, можно спеть о них без фальши». (Из ранобе Sasurai no Taiyo)
Вступление Сегодня речь пойдёт о самой настоящей классике, об одном из первых сёдзе аниме (по факту третее) и в ту же очередь о самом первом аниме о музыке в японской анимации. Это была первая попытка продвижения неизвестной певицы через аниме. Помимо прочего, это аниме одно из самых богатых по количеству песен во всей японской анимации. Да и вообще, из того что мне известно, единственное музыкальное аниме, где героиню можно отнести к бардам. После просмотра оно наравне с Харлоком стало одним из самых уважаемых мною аниме, как бы странно это ни звучало. Это Sasurai no Taiyou.
Краткое описание Таинственная женщина одержимая местью, умышленно меняет двух новорожденных девочек в родильном доме, тем самым изменяя их дальнейшую судьбу. В результате этого Кода Мики, дочь бедных торговцев оденом растёт в семье японских олигархов, в то время как детство их настоящей дочери – Мине Нозоми, проходит в нищете. С тех пор проходит 16 лет. Нозоми переводится учиться в другое место, и это становится окончанием привычной жизни девушек. За день до этого неизвестная женщина по телефону сообщает Коде Мики о том, что настоящая она завтра переведется в класс Мики. Нозоми и Мики не нравятся друг другу уже при первой встрече, и вскоре становятся соперницами, пути которых ещё не раз пересекутся в их музыкальной карьере.
Причины слабой популярности в своё время Несмотря на такую интересную идею и хорошее качество этого произведения, Блуждающее Солнце, по слухам, не имело большого успеха в свои годы по двум причинам. В те годы часто выходило аниме для детей, и детская аудитория была немалой. Но вот данное аниме являло собой сёдзе сделанное для более взрослой аудитории, о тяготах жизни бедной семьи, о том как Нозоми пришлось терпеть унижения, зарабатывая гроши, и такие же грустные песни в полной мере осознавали взрослые, потому детская аудитория сражу же отпала. Второй причиной было очень неудачное время трансляции, так как его транслировали в то же время что и аниме «Tiger Mask». В день премьеры первой серии у Тигровой Маски шла 80 серия, зрителей набралось уже немало, так что не так много людей захотели пожертвовать проверенным аниме ради этого проекта. Помимо этого, насколько мне известно, у студии Mushi Productions не хватало людей, так как основной состав был занят работой над «Ashita no Joe». К оставшимся людям пригласили еще двух людей из Toei Animation, так что это по сути дела являлось сотрудничество двух студий. Но как бы то ни было, важно одно – результат у них получился великолепным.
В целом Это аниме сделали в те далекие времена, когда столбы шаблонов еще не были так возведены, и поэтому нет ничего удивительного в том, что в этом аниме почти нет тех черт, присущих большинству произведений жанра «сёдзе» - нет бисёненов, нет грёз о принце на белом коне, нет фонтана эмоций увеличенных до абсурда. Любовь и связанные с ней страдания есть по минимуму. С драматизмом к счастью, тут не преувеличивают, это аниме достаточно интересное, чтобы не быть равнодушным, но оно также не пытается выкидывать какие-то уж слишком «остросюжетные» повороты, поэтому в этом аниме я увидел хороший баланс и сразу зауважал. Его сюжет повествует о стремлении двух девушек к карьере певицы. Одна использует для этого деньги, а второй, для того чтобы хоть кто-то обратил на неё внимание, ничего не остаётся кроме как совершенствовать свое мастерство пения, чтобы пленять сердца и уши слушателей. А из-за кулис этого «театра» за ними пристально следит загадочная женщина, исполняя свою месть, которую она начала 16 лет назад. Возможно, кому-то может не понравится графика, но я ей доволен, мне гораздо отвратительней в визуальном плане тот же кланад, так что все это дело вкуса.
О музыке Все вы знаете фразу «первый блин - комом», но вот с первым аниме о музыке такого не произошло. Помимо довольно интересного сюжета и хорошего баланса в жанре «сёдзе», Sasurai no Tayou ещё поражает большим разнообразием хороших и душевных песен, их аж 26 штук, что, согласитесь, немало. Песен написанных для аниме всего пять (kusari, sasurai no taiyo, kokoro no uta, tobenai kobato, anata ni yobawarete), а все остальные – популярная музыка семидесятых годов, подобранная под это аниме. Например, в период разлуки с Фани, Нозоми поёт песню «tegami», которая в свою очередь о разлуке с любимым. В период, когда её унижают на работе, она приходит домой и со слезами на глазах поёт «Touku e ikitai», смысл которой заключается в желании пробега от неприятной действительности. Особенно показательна песня «Kokoro no Uta» (то есть «душевная песня»). Нозоми приходится практически в одиночку содержать семью, она не хочет ничего рассказывать им, так что единственным ее слушателем и «другом» становится её гитара, а способ излить печаль – её песня. Текст этой песни об этом и повествует. И я, чёрт возьми, верю ей, меня это зацепило. В общем, с музыкальной частью сериала все в полном порядке. Я уже писал что это была первая попытка использования неизвестных певиц в аниме, и она была неудачной. Дело было в том, что песни Фуджиямы Джунко ставили в аниме не так часто, как стоило бы, а как это выглядело на фоне не слишком большой популярности аниме, думаю, в таком результате нет ничего удивительного. А уже потом подобные опыты в таких проектах как SFD Macross и Mahou no Tenshi Creamy Mami соответствующим певицам принесли успех. У этого комментария есть более полная версия, где я рассказываю о всех песнях этого аниме (ссылка, композитор, исполнитель, в каких сериях звучала). Вот только из-за большого количества песен, их список получился довольно немалых размеров (три вордовских страницы), да и если видео на ютубе удалят, на этом сайте я в своём комментарии ссылку уже не заменю. Так что если кому-то интересно, пишите в ответах, я дам ссылку на форум, где это всё написано.
О манге и ранобе Оригинальная четырёхтомная манга Сузуки Маюми выходила в 1970-1971 годах и перепечатывалась всего один раз (в 2006 году, как и dvd-box). Естественно, перелопатить оригинальную историю в аниме версии для японцев обычное дело, так что и это произведение не стало исключением. Сделали это потому, что сюжет оригинальной манги посчитали слишком суровым. Пиратским способом мангу на данный момент достать не получится, так что я не знаю все подробности различий, но из того что я о манге читал у других людей (как и о ранобе), хочу рассказать то что знаю - пару интересных моментов. Сильно отличается главная героиня, внешне в аниме и манге она выглядит совершенно по-разному. Тоже сильно отличается от аниме версии Мичико Нохара (та самая женщина, которая поменяла детей). Если в аниме она просто следит за тем, чтобы девушкам жизнь мёдом не казалась, то в манге она очень жестока. В манге она манипулирует Кодой Мики, издевается над ней и шантажирует. Нозоми же она пытается настолько старательно погрузить в полное отчаяние, что дело доходит даже до таких вещей как планирование убийства близких людей и тп, чтобы Нозоми больше никогда не смогла радоваться жизни. О Ранобе. Семь лет спустя после выхода аниме, в 1977 году выпустили ранобе, позже оно перепечатывалось в 2000 году. Оно снова отличается от аниме и манги многими мелочами. Например, у Нозоми и у Мики изменили имена, Фани стал приёмным сыном, Кумагоро вообще убрали и т.п. По словам японца, отзыв которого я читал, ранобе не произвело настолько сильное впечатление как аниме. Ничего больше сказать не могу, так как это ранобе не читал по той же причине что и одноимённую мангу.
Sasurai no Taiyou vs Sue Cat Sasurai no Taiyou нередко сравнивали с неким «Sue Cat», так что специально для этой рецензии я решил его посмотреть лично. На создание Sue Cat японцев вдохновила песня «Sue Cat Song», и наверно из-за названия в нём решили отказаться от людей. Если сказать коротко и вежливо - Sue Cat совсем не впечатляет. И даже дело не в том, что это детское сёдзе без интересного сюжета, и все герои в нём антропоморфные коты. На мой взгляд, самый большой минус в том, что они уж слишком сильно переигрывают, и потому некоторые «серьёзные» моменты, поражая своей бредовостью, вызывали смех. Сравнивают эти два проекта из-за одинаковой идеи – в обоих аниме есть бедная героиня, которая любит петь и пытается преодолеть множество трудностей, в обоих случаях соперницей становится человек из богатой семьи, дебютирующий раньше героини. В остальном же, существенно отличаются мелочами – у Сью была хорошая поддержка в лице менеджера и композитора, а Нозоми приходилось со всеми проблемами справляться самой. Семья Сью не испытывает нехватки денег, в то время как Нозоми растёт в нищите (а это влияет на сюжет). И если соперничество нередко в Sue Cat честное, то в Sasurai no Taiyou Нозоми умышлено пытаются усложнить жизнь. В обоих случаях при описании музыки героинь используется слово «душевная песня», вот только лично меня цепляли песни только из Sasurai no Taiyou. Подведя итог в сравнении этих аниме, я хочу сказать две вещи. Во-первых, Sasurai no Taiyou круче по всем параметрам, и во-вторых, Sue Cat не стесняется плагиатить Блуждающее Солнце, а это ещё больше портит впечатление.
Итог Даже и не знаю кому будет полезен мой комментарий, ведь далеко не все смогут посмотреть это аниме (ну или даже дочитать этот комментарий до конца). Если вы совершенно случайно знаете японский, и вас не перекашивает от злости при одном слове «сёдзе», то однозначно советую посмотреть. Настраивайтесь на хорошее сёдзе с налётом трагедии (не путать с драмой, если что). Что касается меня, то я ему поставил все 10 баллов и считаю это произведение великолепным как для жанра сёдзе, так и для аниме о музыке. Это круто и точка, даже не спорьте со мной.
|