После очередного дебоша постояльцев доходного дома Иккоку у пожилого управдома окончательно сдали нервы, вот он и решил ретироваться с поля боя, собрав все свои пожитки в тележку и дав дёру в противоположную сторону. А утром следующего дня на его место прибыла улыбающаяся и еще ничего не подозревающая молодая женщина Кёко Отонаси, которой не только предстояло познать все странности и сомнительные привычки обитателей Иккоку, но и сделать все, чтобы исправить этих нерадивых и ленивых людей, а заодно и найти свое счастье.
После всех положительных отзывов на Доходный дом Иккоку, даже как-то неудобно признаваться, что мне этот сериал не очень понравился. Амбивалентные какие-то чувства вызвал. Обычно я люблю фильмы «про любовь», поэтому и решил посмотреть Maison Ikkoku. Но видимо не попал в резонанс.
Во-первых, не понравилось длина сериала. И проблема даже не в том, что серий много. Когда вещь захватывает, наоборот хочется, чтобы все это не кончалось. Просто, ИМХО конечно, в данном случае они какие-то пустые. Ни о чем. Меняется только фон (пляж, каток, купальни, город), но на этом фоне практически ничего не происходит. Никаких качественных изменений в отношениях главных героев не случается почти до самого конца. Вот Годай признался Киоко в любви; вот Киоко пообещала ждать, когда Годай закончит колледж; вот она его в первый раз поцеловала. И ты естественно ждешь, что их отношения перейдут на новый виток. А тебе показывают фигу. Либо вмешаются троица домомучителей и все обгадит, либо главные герои сами постараются, а то просто все забудут, что что-то случилось – и снова всё по новой. Опять те же метания в духе «любит – не любит, плюнет – поцелует, к сердцу прижмет – к черту пошлет». Лично у меня Maison Ikkoku вызвал следующую ассоциацию – полуторачасовую историю любви растянули на 96 серий, просто пригласив актеров-заик. Причем помимо этого режиссер применил специальный ход – когда один из главных персонажей наконец почти вымучивает ключевую фразу, которая что-то должна изменить в сложившейся ситуации, появляются трое клоунов и с идиотским смехом сбивают актера с ног, он встает и, о ужас, начинает все с начала. Киоко с Годаем и так-то люди робкие, а тут им еще постоянно мешают. То ввалятся в момент объяснения, то какую-нибудь сплетню расскажут, то еще что случится. Или беготня глав.героев друг за другом. Как у Петросяна, что ли: «я когда выпью всегда тянусь к женщине, а как дотянусь, думаю – а зачем, собственно?». Несколько раз по нескольку серий тратится на то, чтобы ценой больших усилий вернуть свою половинку обратно в частную общагу. После объединения семьи, все снова маются той же фигней, что и раньше. То есть урок ни кому в прок не идет.
Лав стори между Годай-куном и Киоко развивается стремительно как движения ледника, молниеносно как дрейф тектонических плит. По моим прикидкам в сериале показано примерно 5 лет их жизни. За это время Годай успел поступить и окончить ВУЗ, нашел себе работу. 90% процентов общения между ними заключается в 4 фразах: «Я пошел» - «Счастливого пути», «Я дома» - «Добро пожаловать». Ну не верю я, что живые люди могут друг друга любить, жить в одном доме и постоянно годами удерживать дистанцию. И ладно если бы Киоко просто перегорела после смерти мужа и никого вокруг себя не замечала, но ведь нет – студент ей симпатичен, она ревнует его чуть ли не к каждой юбке в поле зрения, но при этом она, как партизан, держится версии «я забочусь о нем только как менеджер».
Еще стыдно сказать, но миляга Годай достал меня просто ужасно. Ну бесят меня такие персонажи. И кажется, что в аниме таких типов, как клопов в старом матрасе. Только ленивый не вытер об него ноги. Ну, трое соседей это еще более или менее понятно. Если бы эти неудачники не могли доставать Годая, они бы просто спились с тоски. У Ичиносе всех радостей в жизни хряпнуть да посплетничать; У девушки нетяжелого поведения Акеми с Годаем самые длительные отношения в ее жизни; а у Иотсуя-сана всей личной жизни поподсматривать ночью за онанирующим соседом через дыру в стене. Так что в данном случае поведение Годая можно рассматривать как высшую форму милосердия. Но вот он переехал в новый дом. Старые жильцы из его комнаты выезжать не собираются, и начинают на нем паразитировать. Ну почему просто не настучать менеджеру? Наверняка там не цацкаются с людьми, живущими на халяву. Да можно просто сообщить в полицию, ведь незваные гости его еще и обокрали – без спросу вынесли и продали его вещи. Вместо этого этот идиот убегает из оплаченной им же комнаты и начинает терроризировать своих знакомых, напрашиваясь к ним на ночлег. И таких примеров масса. Сначала таких персонажей жалеешь, а потом хочется, чтобы они сами что-нибудь для себя сделали и пощадили зрительские нервы.
А его чудесные глюки? Я не знаю, о какой форме психического заболевания свидетельствует способность переживать такие яркие, достоверные видения. Только он размечтается об их с Киоко совместном безоблачном будущем, а ты уже ждешь, что он либо приложиться о фонарь, либо еще как-то выставит себя на посмешище. Комического эффекта на меня этот прием не оказывал уже после первого раза.
А его «роман» с Козуэ? Решил Годай, не прошло и нескольких лет, все-таки сказать Козуэ, что он любит другую. Вообще замечательные отношения, за примерно 5 лет они поцеловались только два раза – в самом начале и в самом конце, но что у них что-то не так, сама Козуэ не догадалась. Но я отвлекся. И так Годай сказал, Козуэ не поняла. Что для нее характерно. В силу специфики своей умственной деятельности она все понимала по-своему. Что должен был сделать Годай? По-моему написать транспарант, подготовить слайд-шоу, или небольшой кинофильм. В общем, как-то донести свою мысль до Козуэ с N-ой попытки. Вместо этого он пошел покупать ей подарок на Рождество. И таки дотянул эти непоятки до самого конца.
Отдельно хотелось бы сказать о жильцах – Акеми, Йотсуя и Ичиносе. Хотелось бы, да внутренний цензор не позволяет. Ну нельзя с таким веселым бессердечием играть чужими чувствами. Не по-людски это. До самого конца я надеялся, что Годай хотя бы один раз даст им укорот. Надежда умерла в мучениях. Не считать же отпором одну единственную фразу: «сегодня я ПЛАЧУ за вас последний раз». А самим расплатится?
Довольно симпатичный мне персонаж – Ягами. Она знает чего, а вернее кого она хочет, не стесняется открыто говорить о своих чувствах и делает все возможное и невозможное, чтобы добиться своего. Несмотря на излишнюю агрессивность, она ИМХО ведет себя более зрело, чем Киоко, которая уже была замужем, или Митака, за которым почему-то закрепилась слава прожженного сердцееда. Меня Ягами просто сразила, когда при попытке изнасилования Годая, сказала: «Будешь сопротивляться, закричу». Вообще из просмотра аниме складывается впечатление, что страшнее японской школьницы зверя нет, и у каждой уважающей себя японки первый и самый главный мужчина в жизни это ее школьный учитель.
Во всем сериале мне понравилось только отдельные эпизоды. Когда Годай уснул на коленях у Киоко; когда он с мелким на качелях говорил за жизнь (я даже пожалел, что у меня нет младшего или старшего брата); когда он нечаянно обнял ее в больнице, и они на минуту замерли - короче, когда персонажи отвлекались от несмешных шуток и мексиканских страстей и вели себя просто, как живые, искренне любящие друг друга люди. Почему красивую и немного грустную историю любви обязательно нужно разбавлять большим количеством юмора посредственного качества и ситуациями в духе нелюбимых мной комедий положений: кто-то кого-то не понял, что-то неправильно расслышал, ошибочно принял одного за другого, и завертелось?
Мангака похоже глубоко верила в святость брака. Муж Ичиносе, Митака, Козуэ все вступили в брак под давлением окружающих или обстоятельств, или того и другого вместе, все отказались от своей настоящей любви, и все СЧАСТЛИВЫ. Ну-ну, я как-то больше видел контрпримеров, когда люди вступали в брак по любви, а потом разбегались. Потому что гулять это одно, а постоянно жить вместе это другое. А уж когда женишься/выходишь замуж за нелюбимого человека – это мне кажется, такой богатый повод для постоянных конфликтов, что только держись.
Тем не менее, неоспоримое достоинство Maison Ikkoku - это добрый сериал. Как раз в период просмотра увидел сюжет о молодежный группировках в Ульяновске, так после этого вернуться к Maison Ikkoku было просто именинами сердца. Так было жаль, что наши проблемы в этой жизни не ограничиваются только любовными перипетиями.
Отзыв получился не цельным. Что запомнилось так или иначе, то и написал, так что не обессудьте.
+37
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Alexey Fadeev | отзывов: 250, их сочли полезными 667 раз
2005.07.03
Из четырёх больших ТВ-сериалов, созданных по манге Такахаси Румико, «Доходный дом Иккоку» является самым малоизвестным и в то же время самым необычным. Необычным не только для творчества Такахси («Несносные пришельцы», «Рамма 1/2» и «Инуяся»), но и для всей индустрии в целом. Последнее утверждение может показаться читателю странным, но, если смотреть на сложившуюся ситуацию объективно, то даже сейчас, когда с момента экранизации «Доходного дома» прошло уже почти 20 лет, найти аналог весьма трудоемко. Все дело заключается в том, что Такахаси, работая над этим произведением, стремилась воплотить то, что является негласным табу в анимационной промышленности — она хотела показать простую японскую повседневность, без роботов, без мальчиков-героев и девочек-волшебниц, без добуцу и кавая. На сегодняшний день жанр «повседневность» хоть и является в меру популярным, однако почти никогда не доминирует в произведениях, а является лишь элементом. В сериалах «В поиске Полной Луны», «Любовь и Хина», «Хикару и Го», «Фруктовая корзинка» и других «повседневность» является элементом и работает на свои материнские жанры: спорт, мистику, музыку, комедию и романтику. Наиболее близко к «Доходному дому» подходит сериал «Зовущая тебя вечность», но короткость и слишком напыщенная драматическая сторона ставит сериал в невыгодное для сравнения положение. Другие же повседневные сериалы, вроде «Адзуманги», сравнивать еще более нелепо. Жанр один, но уровень воплощения полностью противоположный. С другой стороны, пример с «Адзумангой», как с одним из немногих по-настоящему повседневных сериалов, довольно-таки показателен; он демонстрирует изменение ситуации в корне. Сегодня индустрия находится на той стадии развития, когда снимать длинные жизненные сериалы и невыгодно, и неинтересно. Появись в этом году, «Доходный дом Иккоку» не выдержал бы соперничества с приключенческими сёнэн-сериалами и заглохнул бы на первом же сезоне. Таким образом, рассматривать описываемый сериал глазами современника несколько неразумно, так как сравнить его попросту не с чем, а стиль и способ постановки разительно изменился. Единственным, на мой взгляд, удачным аналогом «Доходному дому» является сериал-экранизация «Капризы Апельсиновой улицы». Это произведение вышло примерно тогда, когда трансляция «Доходного дома» уже подходила к концу, поэтому его нужно считать последователем, развивающим уже ранее поданную идею. Тем не менее, не смотря на необыкновенно схожую стилистику, дизайны героев, сюжетные сценки и общий тон, оба сериала довольно-таки разнятся. Вышедшие всего на два года позже «Капризы Апельсиновой улицы» уже тогда показывали переориентацию типичной повседневности Такахаси Румико. В «Капризах» Мацумото Идзуми смешал повседневность с мистикой, также был понижен возрастной уровень как героев сериала, так и зрительской аудитории. В связи с этим даже такой схожий сериал, как «Капризы Апельсиновой улицы», явно не дотягивает до той планки, когда его можно сравнивать с «Доходным домом Иккоку», а ведь он был стопроцентным подражателем, чего уж говорить о днях сегодняшних.
«Доходный дом Иккоку» помимо всего прочего — это вторая серьезная экранизация манги Такахаси после «Несносных пришельцев». Начало манги было положено в 1980 году, а аниме стартовало только с 1986. Именно в 1986 году закончился показ упоминавшихся «Несносных пришельцев». Если быть точным, то последнюю серию «Пришельцев» открутили во второй половине марта, а уже через неделю выпустили первую серию «Доходного дома». На подбор авторского состава не ушло много времени. Режиссером и дизайнером поставили Кадзуо Ямадзаки и Юдзи Морияму. Первый режиссировал только что окончившихся «Несносных пришельцев», второй рисовал для них же дизайны. Нужно отметить, что Кадзуо Ямадзаки, начиная работу над «Доходным домом», еще продолжал работать над последней серией «Несносных пришельцев», а также над OAV и четвертым фильмом (и то, и другое, само собой, также создавалось как дополнение к «Несносным пришельцам»). Чуть позже на подмогу экранизаторам творчества Такахаси пришел еще не очень известный, но уже очень умелый Мотидзуки Томомицу. Впоследствии он параллельно будет работать над «Доходным домом» и «Капризами Апельсиновой улицы» (не путать с Мотидзуки Томомити, который также работал над «апельсиновой» серией). Из-за этой спаренной работы в постановке обоих сериалов можно будет увидеть общий подход Мотидзуки. Последнее, о чем нужно упомянуть, чтобы полностью завершить историческую справку «Доходного дома», так это о том, что мангу экранизировали не полностью, хотя и старались придерживаться ее содержимого как можно более точно. Вырезанные из манги фрагменты сюжета никак не сказались на восприятии сериала, однако явились существенным недостатком для всей серии. Например, в полнометражном фильме «Доходный дом Иккоку: Последняя глава», который является завершением сериала, зритель видит героя, отсутствовавшего в ТВ-сериале, а это никак не может являться плюсом доблестным экранизаторам.
Далее мне бы хотелось подробнее рассмотреть сам «Доходный дом Иккоку». Для этого я разобью оставшуюся часть статьи на несколько частей.
Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь смотреть «Доходный дом Иккоку», — это внушительное количество серий. Кстати, забегая вперед, отмечу, что на самом деле «Доходный дом» — очень маленькое произведение по меркам Такахаси Румико, все остальные ее серии на порядок длиннее. Но так или иначе, а сериал весьма-таки объемный. Этому есть два вполне обоснованных объяснения. Во-первых, стиль повествования Такахаси редко позволяет вместить весь сюжет и все мини-сюжеты в 50 и даже 100 серий. Тут я говорю исключительно об экранизациях, так как ее оригинальные манга-проекты, на основе которых и делают аниме, почти всегда по количеству томов больше аниме-экранизаций. У аниме, в отличие от манги, есть одна неприятная особенность — рейтинг. Как только аниме перестает быть рентабельным или наскучивает зрителю, его по-шустрому сворачивают и дальше начинают выпускать на видео. Недавно окончившийся «Инуяся» замечательный тому пример. Выходу манги же ничто не мешает, так как структура потребления в этой индустрии несколько иная, также как и структура производства. Во-вторых, как отмечалось выше, «Доходный дом Иккоку» — сериал повседневный с элементами романтики, а это уже обязывает его быть длинным. Вообще, я сейчас все сильнее подхожу к понимаю того факта, что показать настоящую романтическую историю можно лишь тогда на сто процентов, когда она прочувствована зрителем и кажется частью того промежутка его жизни, в который он ее просмотрел. Показать романтическую сказку можно и за день, но как можно за день не только привыкнуть к героям, но и научиться их понимать. Именно поэтому небольшие любовные сказки, типа «Хины», «ДиарС» или «Тёбитов», снабжены либо фантастическими сюжетами, либо очень мощным комедийным наполнением, а, следовательно, и называть их романтическими можно лишь отчасти. Они быстро забываются и редко оставляют после себя воспоминания.
Вторая важная составляющая сериала — это атмосфера. «Доходный дом Иккоку» считается одним из самых реалистичных произведений японской анимации и уж точно самым реалистичным в творчестве Такахаси. Иными словами, в этом сериале нет никакой возможности увидеть несносных пришельцев, псов-демонов и парней, превращающихся в девушек. Основное место повествования — обветшалый доходный дом, основные герои — постояльцы и управляющая. На протяжении 96-серий герои толкутся в доме, выходят во двор, ходят за продуктами и на работу, посещают теннисный корт, устраивают дебоши и назначают свидания. Все это показано с необычайной чуткостью и любовью, недаром это произведение отчасти создано на основе воспоминаний автора. Интерьеры детализированы атрибутами того времени, герои — это типичные жители Японии 80-х. Поэтому, смотря сериал, зритель невольно попадает в ту эпоху, а отсутствие мистики и элементов других жанров делает это путешествие во времени очень правдоподобным. Как учебник по истории быта вроде того, что в середине 90-х выдал Такахата-сан в своей «семейке Ямада», только намного веселее и не так по-такахатовски занудно.
Центральной темой истории Такахаси являются романтические отношения, сложившиеся между одним из обитателей Иккоку — студентом-неудачником и управляющей, милой и во всех отношениях замечательной женщиной Кёко Отонаси. Вся прелесть показанной любовной линии заключается в том, что она развивается очень медленно и неторопливо. В раскрытии персонажей используется главный инструмент этого аниме — его продолжительность. Благодаря большому количеству серий перед авторами не стоит задачи впихнуть в тринадцать эпизодов и завязку, и развязку, наоборот, они могут отдавать по 2-3 серии на простые и милые сценки, которые, по сути, никак не влияют на сюжет, но сами по себе являются самой что ни на есть неотъемлемой частью произведения, создающей его целостность. Также положительным моментом может служить и то, что в отличие от тех же «Капризов Апельсиновой улицы» в «Иккоку» очень-очень мало филлеров. Сюжет развивается линейно, как типичная мыльная опера, что для аниме такого уровня, между прочим, довольно большая редкость. И если «Капризы» были переполнены вставками, где каждая серия никак не переходила в следующую, то тут все иначе. В «Иккоку», особенно во второй половине сериала, сюжет движется очень стремительно, захватывает внимание и не отпускает от себя.
К слову о романтике. На сегодняшний день «романтических» сериалов много, почти все они короткие и однообразные. Нельзя сказать, что романтическая линия «Доходного дома» пестрит оригинальностью, нет, напротив, она так же банальна. Но тема романтики вообще не терпит оригинальности, ведь тут главное мастерство, с которым автор подходит к воплощению замысла. И вот с этим сегодня реальные проблемы, а вдобавок к этому еще и прибавляется кризис оформления, когда знают, что хотят, но сделать не могут. Романтика прошлых дней захватывает и влюбляет в себя хотя бы потому, что это романтика тех дней, а не сегодняшних. Даже в романтических фильмах 80-х еще была какая-то вольная непосредственность и одухотворенность. Она складывалась не из мотивов и желаний главного героя понюхать трусы, а из чего-то более неуловимого. Наши деды назвали бы это ухаживанием. Кёсукэ в «Апельсиновой улице» на протяжении почти полсотни серий реально ухаживал за Мадокой, невинно и мило, как это может в идеале делать школьник тех дней, это же делает и Годай в «Доходном доме Иккоку». И если Кёсукэ ухаживал за Аюкавой как школьник, то Годай, будучи уже вполне самостоятельным человеком, делает это более осмысленно и смелее, но, тем не менее, не пошло и все еще неуклюже. И в этой неуклюжести все: и смех, и сопереживания, а для кого-то, возможно, и воспоминания из собственной жизни. А что же мы видим сегодня? Сегодня все так называемые романтические образы делятся на несколько типов. Основным переворотом стало то, что отныне не парни ухаживают за девушками, а девушки прямо накидываются на парней. В некоторых аниме это показано очень искусственно («Ручная горничная»), в некоторых более трогательно («Все оттенки синевы»). Из-за этого даже появился новый поджанр, который у нас в стране окрестили «гаремным сёнэном», ненаучный термин, конечно, но очень подходящий. И если считать этот «жанр» романтическим, то налицо явная деградация. Оставшиеся типажи из псевдоромантического аниме наших дней можно назвать ярчайшей противоположностью типажей первой категории — это пышущие энергией «герои-любовники», школьники, основной функцией которых в фильме является завалить «чувиху» и сделать с ней все полагающееся («Клёвая парочка», «Жаркое лето» и т.д.). Последняя категория — это недотепы, идиоты, которые и сами не особо пытаются заслужить внимания, и сами по себе ничего не стоят. Они являются шутами, источниками комедийных моментов (главный герой сериала «Любовь и Хина»). Как видно, ни первая, ни вторая, ни уж тем более третья категория не имеет в себе ровным счетом ничего романтического - примитивные образы, не заслуживающие внимания. Первая категория, как я уже выразился, - типичная деградация романтического жанра; вторая – это и вовсе никакая не романтика, а всего лишь поделки для неудержимых подростков. Что же касается типажа, схожего с Кёсукэ из «Апельсиновой улицы» или героем «Доходного дома», то на сегодняшний день это большая редкость. И, наверное, их почти полное отсутствие и делает эти старые сериалы столь захватывающими, произведениями не от мира сего, не нашей эпохи. И это, безусловно, положительный момент.
+19
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Я знаю... сей сериал повествует о тех нечеловеческих усилиях, что требуется приложить большому количеству людей, дабы свести двоих влюбленных, но очень пассивных героев. Да, это фильм о бесстрашных войнах, стоящих на страже любви - жителях Иккоку-кана. Каждый день вступают они в неравный бой с нерешительностью, обстоятельствами, страхами, а порой даже и глупостью тех, за чьи души и судьбы ведут непрекращающуюся борьбу. Осознанно идут они на жертвы ради своей великой миссии: подтачивают здоровье неимоверными дозами алкоголя, строят из себя дураков для создания непринужденной атмосферы, не спят ночи напролет, развлекая своих подопечных и надрывают голосовые связки, попусту сотрясаявоздух в тщетной надежде достучаться до неокрепших детских умов. Бедняжка Акеми страдает хроническим недосыпанием, Ичиносе жертвует карьерой великой теннисистки, Ёцуя растрачивает свое красноречие в обмен на еду... Колоссальное количество затраченных времени, энергии и сил достойно восхищения. Проявляя поистине королевское терпение и мужественно смиряя праведный гнев на протяжение 96 серий (см. ниже спойлер), пришлось им тащить на себе весь сериал к его логическому завершению. "Иккоку-кан - навсегда", ну не прелестно ли?... Но все это вздор! Потому что рука гениальной Румико Такахаси чувствуется в каждой шутке, в каждом персонаже, в каждом взгляде, наконец. Герои выглядят естественно в самых невообразимых ситуациях, а город, поливаемый дождем лишь во времена серьезных переживаний, получился на удивление живым и ярким. Сама история подана так, что в нее хочется верить, хотя разум жестоко и бесцеремонно отправляет оную в отдел фантастики (причины указаны выше). Но именно такой и должна быть настоящая фантастика: каждый, даже второстепенный, персонаж способен удивить, заставить забыть слово "шаблон", а иногда и задуматься. Кажется сериал не устареет и через десятилетия. Он будет восприниматься по-новому независимо от количества пересмотренных до этого кино/анимационных лент или прожитых циклов. И едва ли найдется человек, который когда-нибудь брезгливо скажет, вытаскивая инфо-кристалл из разъема своего мультимедийного импланта: "штамповка, видел я такое уже сто раз, не меньше...".
[SPOILER warning] К сожалению, рука Такахаси чувствуется и в некоторой тенденции к затянутости, характерной сериалам на основе ее произведений. Вероятно этой затянутостью объясняются и приступы идиотизма, все чаще посещающие Юсаку по мере увеличения счетчика серий. Я, конечно, имею ввиду прорву misunderstanding'ов с последующей беготней и криками: "Kanrinin-san, gokai da! ". А эпизод, в котором кое-кто проигнорировал просьбу вернуться пораньше так просто злит. Знаю, что и сам не эталон проницательности, но после такого даже мне захотелось взять дубину да приложить пару раз об голову этого имбецила. Впрочем, это мелочь, которая не в состоянии испортить столь хорошую картину. [/SPOILER warning]
"Ikkoku-kan forever"...
+11
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура